(до 15 июня 1919 - А. Ульянов, до 9 апреля 1919 - Север, до 16 августа 1918 - Вооруженный пароход № 2, до июля 1918 - Север, до 15 августа 1916 - Буксир № 168, до 24 июля 1916 - Север, до 16 сентября 1914 - Выход, с июля 1919 - Ульянов, с 4 августа 1941 - Тральщик № 178, с 5 сентября 1941 - Ульянов)
Длина -
27,5 |
Ширина -
5,03 |
Осадка -
2,13 м |
Водоизмещение -
196 т |
Силовая установка -
300 л.с. |
Скорость хода -
8 уз |
Вооружение -
1-47-мм и 1-37-мм ор., 2-7,62-мм пул. (в 1941:1-45-мм ор. и 2-7,62-мм пул., 1 МТШ и
1 МЗТ) |
Экипаж -
37 человек |
Бывший речной буксирный пароход, построенный в 1912 на судоверфи «A.Alstrem
AB» в Варкаусе (Финляндия) по заказу частного судовладельца. С 16 сентября 1914 принадлежал Вытегорскому округу МПС и
базировался на Вытегру Олонецкой губ. 24 июля 1916 призван по военно-судовой повинности и зачислен в состав Транспортной флотилии
БФ в качестве буксирного парохода. Участвовал в 1-й мировой войне (обеспечение боевых действий сил флота). 15 августа 1916
возвращен МПС, а 8 февраля 1918 в связи с национализацией торгового флота передан Главоду. В июле 1918 мобилизован, вооружен и в
качестве вооруженного парохода включен в состав ОВФ. 16 августа 1918 разоружен и передан Мариинскому Обводу, но 15 июня 1919
мобилизован вновь, поставлен на переоборудование в РКЛ и вторично зачислен в состав ОВФ. РКЛ участвовала в гражданской войне
(обеспечение боевой деятельности сил флотилии). В июле 1919 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с передачей
Приладожскому Рупводу для использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с
9 апреля 1939 - НКРФ. Капитальный ремонт в 1929. 1 августа 1941 буксир мобилизован вновь, принят от НКРФ и 2 сентября 1941 по
окончании переоборудована в ТЩ, подняв Военно–морской флаг, вошел в состав КБФ, а 5 сентября 1941 передан в оперативное
подчинение СЗРП. Участвовал в Великой Отечественной войне (обеспечение перевода недостроенных ПЛ и ТЩ из Ленинграда на Волгу и
Белое море, воинские перевозки из Ораниенбаума в Ленинград в сентябре-ноябре 1941). 27 ноября 1941 при следовании с личным
составом 8-й армии из Ораниенбаума в Ленинград затонул в районе банки Каменная в Невской губе от попаданий снарядов полевой
артиллерии противника, вышедшей к берегу, и 25 февраля 1942 исключен из списков судов ВМФ. В 1942 поднят АСС КБФ и поставлен на
прикол, а по окончании войны ввиду невозможности восстановления сдан «Главвторчермету» для разделки на металл.