(с 1 января 1921 - Канонерская лодка №4, с 25 мая 1921 – Епископ Досифей,
с 17 марта 1922 - Форос)
Длина -
28,5 |
Ширина -
5,03 |
Осадка -
2,59 м |
Водоизмещение -
150 т |
Силовая установка -
300 л.с. |
Скорость хода - максимальная -
8 узлов ; экономическая - 7 узлов |
Вооружение -
2-76,2-мм и 1-75-мм ор. |
Экипаж -
17 человек. |
Бывший речной буксирный пароход Русского Дунайского пароходства Епископ Досифей, построенный в 1884 в Англии и
приписанный к Одессе. 6 апреля 1919 после освобождения Одессы частями РККА национализирован и передан Главоду, но 23 августа 1919
захвачен белогвардейцами и 10 сентября 1919 зачислен в состав плавсредств Севастопольского военного порта морских сил Юга России в
качестве портового судна. 31 января 1920 судно отбито у белогвардейцев частями РККА при освобождении Николаева, 7 февраля 1920
национализировано вновь и передано Черномортрану НКПС, а 15 июня 1920 мобилизовано, поставлено на переоборудование в РКЛ и
зачислено в состав ДОТ МСЧМ. РКЛ участвовала в гражданской войне (боевое траление в северо-западной части Черного моря и в
Днепровско-Бугском лимане, обеспечение боевой деятельности сил флота); до 1 декабря 1920 использовалась как ТЩ, а затем как РКЛ.
25 мая 1921 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с передачей Госсудоподъему для использования в качестве буксира.
Впоследствии буксир входил в состав плавсредств Одесского морского торгового порта и находился в подчинении сначала НКПС, с 7 мая
1924 - Наркомвнешторга, с 14 сентября 1928 - вновь НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКМФ. К началу Великой
Отечественной войны находился в ремонте в Одесском порту и 15 октября 1941 ввиду невозможности вывода с разобранными механизмами
по приказу военного командования затоплен экипажем при эвакуации войск Красной Армии. Впоследствии поднят противником,
восстановлен и под наименованием DMO 1 включен в состав ВМС Германии на Черном море в качестве буксира.
29 августа 1944 захвачен частями Красной Армии и кораблями ЧФ в качестве трофея при взятии Констанцы и передан Одесскому морскому
торговому порту, 23 марта 1946 поступил в подчинение ММФ, 10 августа 1948 переведен в состав плавсредств Одесского СРЗ им. А.
Марти. В 1950-х гг. выведен из эксплуатации и сдан «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.