(до 12 марта 1919 - Вооруженный пароход № 4, до 18 сентября 1918 - Баян,
с 15 июня 1919 - Посыльное судно № 4, с 27 июня 1921 - Баян,
с 25 марта 1933 - Колхоз, с 9 апреля 1933 – Баян)
Длина -
31,09 |
Ширина -
10,04/5,2 |
Осадка -
1,69 м |
Водоизмещение -
180 т |
Силовая установка -
220 л.с. |
Скорость хода -
10,5 уз |
Вооружение -
1-37-мм ор. и 2- 7,62-мм пул. |
Экипаж -
37 человек |
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1902 в Финляндии по заказу частного судовладельца и
базировавшийся на Санкт-Петербург. Капитальный ремонт в 1912-1914. 8 февраля 1918 национализирован и передан Главоду, а 18
сентября 1918 мобилизован, поставлен на вооружение и зачислен в состав ОВФ. До 12 марта 1919 относился к подклассу вооруженных
пароходов, а затем РКЛ. Участвовала в гражданской войне (обеспечение боевых действий сил ОВФ). 15 июня 1919 РКЛ
переклассифицирована в ПС. В конце 1919 ПС перебазировано в Петроград и 9 мая 1920 передано в распоряжение СНиС Онежского района
БФ. 21 апреля 1921 вошло в состав МСБМ, а 27 июня 1921 разоружено и исключено из списков судов РККФ в связи с передачей
Прионежскому Рупводу для использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с
9 апреля 1939 - НКРФ. В годы Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Северо-Западного бассейна буксир
осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки на Ладожском оз., эвакуировал из осажденного Ленинграда раненых и
гражданское население. 23 марта 1946 поступил в подчинение МРФ СССР, 15 марта 1953 - ММРФ, 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и 6
июня 1956 - МРФ РСФСР. 9 октября 1957 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету»
для демонтажа и разделки на металл.