(с 12 декабря 1918 - Лейтенант Шмидт, с мая 1919 - Косной,
с 1930-х гт. - Производственник)
Длина -
42,7 |
Ширина -
13,56/6,4 |
Осадка -
0,8 м |
Водоизмещение -
156 т |
Силовая установка -
190- 200 л.с. |
Скорость хода -
9 уз |
Вооружение -
2-75-мм ор. и 6-7,62-мм пул., тралы |
Экипаж -
56 человек |
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1910 на заводе Сироткина «Моховые
Горы» в Нижнем Новгороде по заказу торгово-промышленного и пароходного общества «Волга» и базировавшийся на Нижний Новгород. 8
февраля 1918 национализирован и передан Главоду. С 11 июня 1918 входил в состав Нижегородского Рупвода, а 1 ноября 1918
мобилизован, поставлен на вооружение и зачислен в состав ВВФ. До 20 февраля 1919 относился к подклассу вооруженных пароходов (военных
кораблей), а затем РКЛ. Участвовала в гражданской войне (бои с белогвардейцами на Каме в мае 1919). 7 мая 1919 в бою с
белогвардейской флотилией РКЛ получила повреждения, после чего была разоружена и переклассифицирована в буксирный пароход. 31 июля
1919 буксирный пароход вошел в состав ВКВФ, 11 сентября 1919 возвращен Главоду, но в октябре 1919 мобилизован вновь,
переоборудован в ТЩ и вторично зачислен в состав ВКВФ. Участвовал в боевом тралении акватории Волги в мае – июне 1920. 5 июля 1920
вошел в состав МСКМ, а 9 июля 1920 исключен из списков судов РККФ в связи с возвратом Нижегородскому Рупводу для использования в
качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода, с 9 апреля 1939 - НКРФ, с 23 марта 1946 -
МРФ СССР, с 15 марта 1953 - ММРФ, с 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и с 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. В годы Великой Отечественной
войны буксир осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки по рекам Ока, Москва и Волга, эвакуировал на восток ценное
имущество и гражданское население. 10 апреля 1945 намечался к переименованию в Омегу, но был оставлен под прежним наименованием.
24 декабря 1959 выведен из эксплуатации, исключен из списков судов МРФ и 31 декабря 1959 сдан Дуденевской РЭБ для демонтажа и
разделки на металл.