"Кубанец"
КУБАНЕЦ
(с 17 декабря 1923 - Помощь, с 4 июня 1924 - Красный кубанец)
Длина -
67,21 |
Ширина -
12,19 |
Осадка -
3,66 м |
Водоизмещение -
1280 т |
Силовая установка -
1500 л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 12 узлов ; экономическая -
6 узлов |
Дальность плавания -
2000 миль |
Броня - палуба - 10
мм |
Вооружение -
2-203-мм, 1-152-мм, 1-64-мм и 6-47-мм
ор. (с 1911: 2-152-мм, 1 - 120-мм и 4-47-мм ор., 2-7,62-мм пул.), 2-381-мм
торпедных аппарата |
Экипаж -
180 (с 1911: 137) человек |
18 января 1886 зачислена в списки судов ЧФ и 6 мая 1886 заложена на заводе РОПиТ в Севастополе, спущена
28 марта 1887, вступила в строй 8 августа 1887. С 1 февраля 1892 по 27 сентября 1907 числилась мореходной КЛ. Капитальный
ремонт в 1907 и 1911. С августа 1916 по 9 января 1918 входила в состав ДуВФ ЧФ. Участвовала в 1-й мировой войне (прикрытие
минно-заградительных действий в районе Одессы и Очакова в 1914, артиллерийская поддержка частей Кавказской армии в 1916,
несение дозорной, конвойной и посыльной службы, оборона устья Дуная, Эрзерумская наступательная операция 28 декабря 1915 –
3 февраля 1916). 18 января 1918 вошла в состав Красного ЧФ. С марта 1918 находилась в Севастопольском военном порту на
хранении, где 1 мая 1918 была захвачена германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 - англо-французскими интервентами. 29
апреля 1919 была освобождена частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 захвачена белогвардейцами и включена в состав
морских сил Юга России Добровольческой белой армии. 5 августа 1920 разоружена и переклассифицирована в СС. 23 августа 1920
СС затоплено врангелевцами при эвакуации из Темрюка, но в 1921 поднято Госсудоподъемом и включено в состав плавсредств
судоподъема Севастопольского порта. Капитальный ремонт в 1923-1924. С 21 ноября 1923 находилось в распоряжении Черноморской
партии ЭПРОН, а в 1928 приобретено Госрыбсиндика-том ВСНХ РСФСР для использования в служебно-вспомогательных целях.
Принадлежало сначала Наркомторгу, с 22 ноября 1930 Наркомснабу, с 14 декабря 1931 Наркомпищепрому и с 11 сентября 1934
вновь Наркомснабу СССР. 19 января 1939 вошло в состав плавсредств управления «Главазчеррыбпром» НКРП. 3 июля 1939 признано
комиссией непригодным к дальнейшей эксплуатации и 20 сентября 1939 исключено из списков плавсредств НКРП в связи с
передачей Азово-Черноморской конторе «Главвторчермета» для разделки на металл.
ТЕРЕЦ
(с 31 декабря 1922 - Знамя социализма)
Длина -
67,21 |
Ширина -
12,04 |
Осадка -
3,81 м |
Водоизмещение -
1227 т |
Силовая установка -
1500 л.с. |
Скорость хода -
максимальная -
11 узлов ; экономическая - 6 узлов |
Дальность плавания -
1600 миль |
Броня - палуба - 10
мм |
Вооружение -
2-203-мм, 1 - 152-мм, 1-64-мм, 6-47-мм и 1 -37-мм ор. (с 1913: 2-203-мм, 1 -
152-мми4-47-мм ор., 2- 7,62-мм пул.; с 1916: 2- 152-мм, 1-120-мм, 2-75-мм и 4-47-мм
ор., 2-7,62-мм пул ; с 1921· 3-130-мм, 2-76,2-мм и 2-47-мм ор., 2-7,62-мм пул.),
2-381-мм торпедных аппарата |
Экипаж -
137-180 человек |
18 января 1886 зачислена в списки судов ЧФ и 6 мая 1886 заложена на заводе РОПиТ в Севастополе, спущена
17 августа 1887, вступила в строй 17 ноября 1887. С 1 февраля 1892 по 27 сентября 1907 числилась мореходной КЛ. Капитальный
ремонт в 1901 и 1913. С августа 1916 по 9 января 1918 входила в состав ДуВФ ЧФ. Участвовала в 1-й мировой войне (прикрытие
минно-заградительных действий в районе Одессы и Очакова в 1914, несение дозорной, конвойной и посыльной службы, оборона
устья Дуная). 18 января 1918 вошла в состав Красного ЧФ. С марта 1918 находилась в Севастопольском военном порту на
хранении, где 1 мая 1918 была захвачена германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 англо–французскими интервентами. 3 апреля
1919 ушла из Севастополя в Новороссийск и 3 мая 1919 включена в состав морских сил Юга России Добровольческой белой армии.
8 марта 1920 в бою с бронепоездами РККА получила серьезные повреждения и вышла из строя. 14 ноября 1920 оставлена
врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул, на следующий день захвачена частями РККА и в декабре 1920 включена в
состав МСЧМ. Капитальный ремонт в 1921. С 26 октября 1926 находилась в ГВП МСЧМ на хранении, в 1931 разоружена и передана
Черноморской экспедиции ЭПРОН для использования в качестве плавучего склада-мастерской, а еще через несколько лет стоянки
на приколе сдана «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.
УРАЛЕЦ
Длина -
67,21 |
Ширина -
12,19 |
Осадка -
3,61 м |
Водоизмещение -
1249 т |
Силовая установка - 1671
л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 14,3 узла ; экономическая -
6 узлов |
Дальность плавания -
2000 миль |
Броня - палуба - 10
мм |
Вооружение -
2-203-мм, 1 - 152-мм, 1-64-мм, 6-47-мм и 1 -37-мм ор. (с 1905: 2-152-мм, 1 -120-мм,
2-75-мм, 4-47-мм и 2-37-мм
ор., 1-7,62-мм пул.), 2-381-мм торпедных аппарата |
Экипаж - 130 человек |
18 января 1886 зачислена в списки судов ЧФ и 6 мая 1886 заложена на заводе РОПиТ в Севастополе, спущена
26 ноября 1887, вступила в строй 16 апреля 1888. С 1 февраля 1892 по 27 сентября 1907 числилась мореходной КЛ. Капитальный
ремонт в 1900 и 1905. 18 ноября 1913 при возвращении в Севастополь в районе б. Круглая в темноте выскочила на прибрежные
камни, пробила днище и затонула. 28 января 1914 ввиду нецелесообразности восстановления исключена из списков судов ЧФ.
ЗАПОРОЖЕЦ
(с 1912 - Св. Николай)
18 января 1886 зачислена в списки судов ЧФ и 9 мая 1886 заложена на эллинге Николаевского
адмиралтейства, спущена 23 мая 1887, вступила в строй 9 ноября 1888. С 12 января 1892 по 27 сентября 1907 числилась
мореходной КЛ Капитальный ремонт в 1900. 20 октября 1911 выведена из боевого состава, разоружена, сдана к Севастопольскому
военному порту для реализации и 12 ноября 1911 после продажи кооперативной фирме для использования в качестве каботажного
товаропассажирского парохода исключена из списков судов ЧФ. В ноябре 1920 пароход уведен владельцами при эвакуации
врангелевцев из Крыма в Стамбул, где впоследствии перешел в собственность турецкого частного судовладельца и под
наименованием Richdale, позже – Boz-Kourd
эксплуатировался до 1924.
ЧЕРНОМОРЕЦ
Длина -
64,47 |
Ширина -
12,27 |
Осадка -
3,66 м |
Водоизмещение -
1224 т |
Силовая установка -
1515 л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 12 узлов ; экономическая -
9 узлов |
Дальность плавания -
1700 миль |
Броня - палуба - 10
мм |
Вооружение -
2-203-мм, 1 - 152-мм, 1-64-мми6-47-мм ор., 2 - 381-мм торпедных
аппарата |
Экипаж - 135 человек |
18 января 1886 зачислена в списки судов ЧФ и 9 мая 1886 заложена на эллинге Николаевского
адмиралтейства, спущена 21 августа 1887, вступила в строй 31 мая 1889. С 1 февраля 1892 по 27 сентября 1907 числилась
мореходной КЛ. Капитальный ремонт в 1900. 21 июля 1911 выведена из боевого состава, разоружена, сдана к Севастопольскому
военному порту для реализации и 12 ноября 1911 исключена из списков судов ЧФ.
ДОНЕЦ
Длина -
64,47 |
Ширина -
10,67 |
Осадка -
3,63 м |
Водоизмещение - 1284 т |
Силовая установка - 1819 л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 11,4 узла ; экономическая -
9 узлов |
Дальность плавания -
1700 миль |
Броня -
палуба - 10 мм |
Вооружение -
2-203-мм, 1-152-мм, 1-64-мм и 6-47-мм ор. (с 1912: 2-152-мм, 1-120-мм, 2-75-мм и 4-47-мм ор., 2-7,62-мм
пул.), 2-381-мм торпедных аппарата |
Экипаж - 136 человек |
18 января 1886 зачислена в списки судов ЧФ и 9 мая 1886 заложена на эллинге Николаевского адмиралтейства,
спущена 18 ноября 1887, вступила в строй в 1889. С 1 февраля 1892 по 27 сентября 1907 числилась мореходной КЛ. Капитальный ремонт
в 1912. 16 октября 1914 торпедирована и потоплена в Одесском порту турецким М «Gairet-Vatandeh»,
но в декабре 1914 поднята и к 1916 после капитального ремонта вновь введена в строй. С августа 1916 по 9 января 1918 входила в
состав ДуВФ ЧФ. Участвовала в 1-й мировой войне (артиллерийская поддержка частей Кавказской армии, несение дозорной, конвойной и
посыльной службы, постановка сетевых заграждений в б.Ризе, оборона устья Дуная, Эрзерумская 28 декабря 1915 – 3 февраля 1916 и
Трапезундская 23 января - 5 апреля 1916 наступательные операции). 18 января 1918 вошла в состав Красного ЧФ.
С марта 1918 находилась в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 была захвачена германскими оккупантами, а 24
ноября 1918 - англо-французскими интервентами. 3 апреля 1919 ушла из Севастополя в Новороссийск и 3 мая 1919 включена в состав
морских сил Юга России Добровольческой белой армии. В мае 1919 затонула во время шторма у Тендровской косы, но 28 ноября 1921
поднята Госсудоподъемом и поставлена в Севастопольском порту на прикол. В 1928 ввиду нецелесообразности восстановления сдана
Комгосфондов для демонтажа и реализации. |