Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности
 

"Ледокол Донских Гирл"

Описание    


(до 20 января 1920 - К.19, до 31 мая 1919 - Ледокол Донских Гирл, с 16 апреля 1920 - Сталин, с 7 мая 1934 - Шаумян.)

Длина -  39,62
Ширина - 8,69
Осадка - 2,59 м
Водоизмещение -  460 т
Силовая установка -  2x250 л.с.
Скорость хода - максимальная - 10,5 узлов ; экономическая - 7 узлов
Вооружение -  2-100-мм, 2-75-мм и 1-37-мм орудие (в 1919: 1-120-мм и 1 - 100-мм ор.)
Экипаж - 58 человек.

Бывший портовый ледокол, построенный в 1897 на судоверфи «Howaldtswerke AG» в Штеттине (Германия) по заказу Комитета Донских Гирл для Ростовского торгового порта. 21 июля 1915 призван по военно-судовой повинности и в качестве ледокола зачислен в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовал в 1-й мировой войне (обеспечение боевой деятельности сил флота). 16 декабря 1917 вошел в состав Красного ЧФ, но 1 мая 1918 был захвачен в Севастополе германскими оккупантами и вскоре возвращен Комитету Донских Гирл. С 31 мая 1919 в качестве вооруженного ледокола входил в состав морских сил Дона Добровольческой белой армии, но 20 января 1920 захвачен частями РККА при освобождении Ростова-на-Дону. 7 февраля 1920 национализирован и передан Ростовскому Рупводу НКПС, а 13 апреля 1920 мобилизован вновь и в качестве вооруженного парохода зачислен в состав Доно–Азовской флотилии. 8 мая 1920 переведен в состав АВФ и переклассифицирован в КЛ. Участвовала в гражданской войне (минно-заградительные действия у Белосарайской косы в июне 1920). 28 января 1921 КЛ вошла в состав МСЧМ, а 23 ноября 1921 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с возвратом Ростовскому торговому порту НКПС для использования в качестве ледокола. Во многих документах значится под наименованием Донские Гирла. 20 марта 1928 ледокол приобретен КАСПАР, летом 1928 совершил переход вокруг Европы и по внутренним водным системам из Азовского моря на Каспий и вошел в состав плавсредств Махачкалинского торгового порта. С 27 марта 1938 в качестве ледокольно-буксирного парохода входил в состав пароходства «Касптанкер» Наркомвода и с 9 апреля 1939 - в состав НКМФ. В годы Великой Отечественной войны осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки на Каспии, буксировал в Астрахань шаланды и баржи с нефтепродуктами и использовался как буксир, СС и ледокол. 23 марта1946 поступил в подчинение ММФ, 10 июля 1947 выведен из эксплуатации, законсервирован и поставлен в гавани СРЗ им. Парижской коммуны в Баку на прикол, где впоследствии лег на грунт. В 1950 поднят, 22 июля 1950 признан непригодным к восстановлению и 16 октября 1950 исключен из списков судов ММФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и реализации.

 
   
Реклама: