(до 20 января 1920 - К.19, до 31 мая 1919 - Ледокол Донских Гирл, с 16 апреля 1920 - Сталин, с 7 мая 1934 - Шаумян.)
Длина - 39,62 |
Ширина - 8,69 |
Осадка -
2,59 м |
Водоизмещение - 460 т |
Силовая установка - 2x250 л.с. |
Скорость хода - максимальная
- 10,5 узлов ; экономическая - 7 узлов |
Вооружение -
2-100-мм, 2-75-мм и 1-37-мм орудие (в
1919: 1-120-мм и 1 - 100-мм ор.) |
Экипаж - 58 человек. |
Бывший портовый ледокол, построенный в 1897 на судоверфи «Howaldtswerke AG» в
Штеттине (Германия) по заказу Комитета Донских Гирл для Ростовского торгового порта. 21 июля 1915 призван по военно-судовой
повинности и в качестве ледокола зачислен в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовал в 1-й мировой войне
(обеспечение боевой деятельности сил флота). 16 декабря 1917 вошел в состав Красного ЧФ, но 1 мая 1918 был захвачен в Севастополе
германскими оккупантами и вскоре возвращен Комитету Донских Гирл. С 31 мая 1919 в качестве вооруженного ледокола входил в состав
морских сил Дона Добровольческой белой армии, но 20 января 1920 захвачен частями РККА при освобождении Ростова-на-Дону. 7 февраля
1920 национализирован и передан Ростовскому Рупводу НКПС, а 13 апреля 1920 мобилизован вновь и в качестве вооруженного парохода
зачислен в состав Доно–Азовской флотилии. 8 мая 1920 переведен в состав АВФ и переклассифицирован в КЛ. Участвовала в гражданской
войне (минно-заградительные действия у Белосарайской косы в июне 1920). 28 января 1921 КЛ вошла в состав МСЧМ, а 23 ноября 1921
разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с возвратом Ростовскому торговому порту НКПС для использования в качестве
ледокола. Во многих документах значится под наименованием Донские Гирла. 20 марта 1928 ледокол приобретен КАСПАР, летом 1928
совершил переход вокруг Европы и по внутренним водным системам из Азовского моря на Каспий и вошел в состав плавсредств
Махачкалинского торгового порта. С 27 марта 1938 в качестве ледокольно-буксирного парохода входил в состав пароходства «Касптанкер»
Наркомвода и с 9 апреля 1939 - в состав НКМФ. В годы Великой Отечественной войны осуществлял воинские и народнохозяйственные
перевозки на Каспии, буксировал в Астрахань шаланды и баржи с нефтепродуктами и использовался как буксир, СС и ледокол. 23
марта1946 поступил в подчинение ММФ, 10 июля 1947 выведен из эксплуатации, законсервирован и поставлен в гавани СРЗ им. Парижской
коммуны в Баку на прикол, где впоследствии лег на грунт. В 1950 поднят, 22 июля 1950 признан непригодным к восстановлению и 16
октября 1950 исключен из списков судов ММФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и реализации. |