(с 17 октября 1919 - Жан Жорес, с декабря 1920 - Малоросс, с 1930-х гг. - Тельман)
Длина -
55,47 |
Ширина -
15,96/8,62 |
Осадка -
0,71 м |
Силовая установка -
800-810 л.с. |
Вооружение -
3-76-мм ор. и 2-7,62-мм пул. (с 7.1919: 2-102-мм, 1-76-мм и 1-37-мм ор., 4-7,62-мм
пул.) |
Экипаж -
62 человека |
Бывший речной колесный буксирный теплоход, построенный в 1909 на Коломенском чугунолитейном и механическом
заводе Московской губ. по заказу товарищества «Братья Нобель» и базировавшийся на Астрахань. 8 февраля 1918 национализирован и
передан Главоду. С 11 июня 1918 входил в состав Астраханского Рупвода, а в апреле 1919 мобилизован, вооружен и в качестве
вооруженного парохода включен в состав Царицынского отряда судов Донской военной флотилии. 28 июня 1919 переведен в состав АКВФ и
переклассифицирован в РКЛ. 31 июля 1919 РКЛ вошла в состав ВКВФ, а 5 июля 1920 - в состав МСКМ. Участвовала в гражданской войне
(оборона северной части Каспийского моря летом и осенью 1919). В декабре 1920 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи
с возвратом Астраханскому Рупводу для использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 -
Наркомвода, с 9 апреля 1939 - НКРФ, с 23 марта 1946 - МРФ СССР, с 15 марта 1953 - ММРФ, с 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и с 6
июня 1956 - МРФ РСФСР. В годы Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна осуществлял воинские
и народнохозяйственные перевозки по Волге, буксировал баржи с нефтепродуктами. 21 апреля 1944 буксир затонул в районе Балаково
из-за халатности вахтенной службы, но был поднят, восстановлен и вновь введен в строй. 1 апреля 1958 выведен из эксплуатации и
исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл. |