(до 6 октября 1919 - Лебедин, со 2 февраля 1921 - Лебедин,
со 2 июля 1921 - Гневный, с декабря 1921 - Полезный, с 1 мая 1930 - Ударник)
Длина -
35,97 |
Ширина -
8,4/5,54 |
Осадка -
0,78 м |
Водоизмещение -
140 т |
Силовая установка -
160 л.с. |
Скорость хода - максимальная -
8,5 узлов ; экономическая - 6 узлов |
Вооружение -
2-130-мм ор. и 4-7,62-мм пул. (с 1930: 2-107-мм полевых ор.) |
Экипаж -
58 (с 1922: 15) человек |
Бывший речной колесный буксирный пароход Киевского округа МПС, построенный в 1916 на Варшавской судоверфи в
Киеве. 5 февраля 1919 после освобождения Киева частями РККА передан Главоду, а 12 июня 1919 мобилизован, поставлен на вооружение и
зачислен в состав ДВФ. До 6 октября 1919 относился к подклассу бронепароходов, а затем РКЛ. Участвовал в гражданской войне (бои с
белогвардейцами, националистическими бандами и частями польских войск на Днепре и его притоках в 1919-1920). 2 февраля 1921 РКЛ
разоружена и передана Днепровскому Обводу, но 2 июля 1921 мобилизована вновь и зачислена в состав отряда судов охраны р. Днепр
РККА, а 30 ноября 1921 окончательно разоружена и сдана Киевскому Рупводу для использования в качестве буксира. 1 мая 1930 буксир
принят в состав РККФ, поставлен на переоборудование и в качестве ПБС БКА зачислен в состав Отдельного отряда судов р. Днепр. 27
июня 1931 ПБС вошла в состав ДВФ и 17 июля 1940 - в состав ПВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (бои на Днепре и его
притоках в августе 1941); использовалась для обеспечения базирования и боевой деятельности легких сил флотилии и в качестве ПЗБА.
27 августа 1941 погибла в районе дер. Домантово в бою с группой танков противника, вышедших на берег Днепра, и 22 сентября 1941
исключена из списков судов ВМФ. Впоследствии поднята германскими саперами, восстановлена и использовалась для воинских перевозок,
а 2 октября 1943 затоплена противником на Припяти в районе Чернобыля при приближении частей Красной Армии. 17 июня 1944 поднята
РАСО ДВФ и после войны ввиду невозможности восстановления сдана «Главвторчермету» для разделки на металл.