(с 22 августа 1920 - Канонерская лодка № 6, с 1 января 1921 - Канонерская лодка № 2, с 29 мая 1921 - Мстислав Удалой, с 17 марта 1922 - Алупка)
Длина -
31,05 |
Ширина -
5,85 |
Осадка -
3,5 м |
Водоизмещение -
195 т |
Силовая установка -
370 л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 9,5 узлов ; экономическая - 6 узлов |
Дальность плавания -
1200 миль |
Вооружение -
1 -120-мм и 1-75-мм ор. (с 1941: 2-12,7-мм и 1-7,62-мм пул.) |
Экипаж -
40 (с 1921: 21) человек. |
Бывший буксирный пароход Русского Дунайского пароходства, построенный в 1902 в Саутшилдсе
(Англия) и приписанный к Одессе. 22 апреля 1915 призван по военно-судовой повинности и зачислен в состав Дунайской транспортной
флотилии (ЭОН) в качестве портового судна. Участвовало в 1-й мировой войне, использовалось для обеспечения боевых действий
сухопутных войск Румынского фронта. 17 января 1918 вошло в состав Красного ЧФ, но 28 марта 1918 было захвачено в Одессе австро–германскими
оккупантами и в ноябре 1918 возвращено прежним владельцам. 6 апреля 1919 после освобождения Одессы частями РККА национализировано,
но 23 августа 1919 захвачено белогвардейцами и вновь возвращено акционерам Русского Дунайского пароходства. 7 февраля 1920 после
установления Советской власти в Одессе судно вновь национализировано и передано Черномортрану НКПС, а 11 августа 1920
мобилизовано, поставлено на вооружение и зачислено в состав ДОТ МСЧМ в качестве КЛ. 29 мая 1921 КЛ разоружена и исключена из
списков судов РККФ в связи с передачей Черноморской партии Госсудоподъема для использования в качестве буксира. Находился сначала
в подчинении НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКМФ. Капитальный ремонт в 1929. В период с 8 июля 1940 по 12
сентября 1940 в качестве буксира боновой партии входил в состав плавсредств Одесской ВМБ ЧФ, а 9 июля 1941 мобилизован в третий
раз, принят от НКМФ и в качестве буксира зачислен в состав плавсредств ОХР Новороссийской ВМБ ЧФ. Участвовал в Великой
Отечественной войне (охрана рейдов и гаваней, воинские псрсвозки на малоземельский плацдарм, обеспечение боевых действий сил
флота). 30 ноября 1944 исключен из списков судов ВМФ в связи с возвратом ЧГМП. 23 марта 1946 поступил в подчинение ММФ, 15 марта
1953 - ММРФ и 25 августа 1954 - вновь ММФ. В 1960-х гг. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов ММФ и сдан «Главвторчермету»
для демонтажа и разделки на металл.