(с 7 октября 1918 – Борец за свободу, с 16 июля 1919 - Сторожевое судно № 109,
с июня 1920 - Борец за свободу)
Длина -
24,8 |
Ширина - 5 |
Осадка - 1,8 |
Силовая установка -
240 л. с. |
Скорость хода -
максимальная - 7 узлов ; экономическая - 4 узла |
Вооружение -
2-47-мм ор. и 4-7,62-мм пул. |
Экипаж - 25 человек |
Бывший речной буксирный пароход (баркас), построенный в 1896 в Кёнигсберге (Германия) по
заказу частного судовладельца и базировавшийся на Нижний Новгород. 8 февраля 1918 национализирован и передан Главоду, а 1 июля
1918 мобилизован, поставлен на переоборудование в РКЛ и зачислен в состав ВВФ. 26 октября 1918 РКЛ переведена в состав АКВФ, 1
июня 1919 возвращена в состав ВВФ, а 31 июля 1919 вошла в состав ВКВФ. 16 июля 1919 переклассифицирована в сторожевое судно.
Участвовало в гражданской войне (бои с белогвардейцами под Камышином и в устье Камы в августе-сентябре 1918, под Камышином и
Царицыном (Волгоград) в июне-октябре 1919). 12 декабря 1919 судно награждено Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК. В конце
мая 1920 разоружено и передано Нижегородскому Рупводу для использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с
30 января 1931 - Наркомвода, с 9 апреля 1939 - НКРФ, с 23 марта 1946 - МРФ СССР, с 15 марта 1953 - ММРФ, с 25 августа 1954 - вновь
МРФ СССР и с 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. В годы Великой Отечественной войны буксир обеспечивал воинские, народнохозяйственные и
экспортно-импортные перевозки по Волге. В 1960-х гг. выведен из эксплуатации, исключен из списков судов МРФ и сдан «Главвторчермету»
для демонтажа и разделки на металл.