Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности
 

"Орна"

Описание    


(с 20 июня 1920 - Свобода)

Длина -  42,67
Ширина - 8,54
Осадка - 3,5 м
Водоизмещение -  500 т
Силовая установка -  250 л.с.
Скорость хода - максимальная - 7 узлов ; экономическая - 5 узлов
Дальность плавания - 1000 миль
Вооружение - 1 -152-мм, 1- 130-мм и 1-102-мм орудие
Экипаж - 42 человека.

Бывшая паровая грунтовозная шаланда, построенная в 1899 в Лионе (Франция) по заказу МПС для Мариупольского торгового порта. 29 июня 1915 призвана по военно-судовой повинности и в качестве портового судна зачислена в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовала в 1-й мировой войне (обеспечение боевых действий сил флота). 16 декабря 1917 вошла в состав Красного ЧФ, но 1 мая 1918 была захвачена в Севастополе германскими оккупантами и возвращена Мариупольскому торговому порту. 9 марта 1920 захвачена у белогвардейцев частями РККА при освобождении Ейска и 3 июня 1920 после вооружения зачислена в состав АВФ в качестве КЛ. Участвовала в гражданской войне (бои с кораблями противника в районе Бердянска в июне 1920, в Таганрогском зал. в июле 1920, высадки десантов у ст. Приморско-Ахтарская и у Белосарайской косы в августе 1920, бой у Обиточной косы 15 сентября 1920). 28 января 1921 вошла в состав МСЧМ, а 4 февраля 1921 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с передачей Главоду НКПС для использования в качестве грунтовозной шаланды. Впоследствии входила в состав Азовтехфлота Наркомстроя и в годы Великой Отечественной войны осуществляла воинские и народнохозяйственные перевозки в Азовском море, эвакуировала на Кавказ ценное имущество, промышленное оборудование, раненых и гражданское население. 10 апреля 1942 погибла в порту Камыш-Бурун от ударов бомбардировочной авиации противника. По окончании Великой Отечественной войны поднята АСС ЧФ и сдана «Главвторчермету» для разделки на металл.

 
   
Реклама: