(с 20 июня 1920 - Свобода)
Длина - 42,67 |
Ширина - 8,54 |
Осадка - 3,5 м |
Водоизмещение - 500 т |
Силовая установка - 250 л.с. |
Скорость хода - максимальная - 7
узлов ; экономическая - 5 узлов |
Дальность плавания - 1000 миль |
Вооружение - 1 -152-мм, 1- 130-мм и
1-102-мм орудие |
Экипаж - 42 человека. |
Бывшая паровая грунтовозная шаланда, построенная в 1899 в Лионе (Франция) по заказу МПС для Мариупольского
торгового порта. 29 июня 1915 призвана по военно-судовой повинности и в качестве портового судна зачислена в состав плавсредств
Севастопольского военного порта. Участвовала в 1-й мировой войне (обеспечение боевых действий сил флота). 16 декабря 1917 вошла в
состав Красного ЧФ, но 1 мая 1918 была захвачена в Севастополе германскими оккупантами и возвращена Мариупольскому торговому
порту. 9 марта 1920 захвачена у белогвардейцев частями РККА при освобождении Ейска и 3 июня 1920 после вооружения зачислена в
состав АВФ в качестве КЛ. Участвовала в гражданской войне (бои с кораблями противника в районе Бердянска в июне 1920, в
Таганрогском зал. в июле 1920, высадки десантов у ст. Приморско-Ахтарская и у Белосарайской косы в августе 1920, бой у Обиточной
косы 15 сентября 1920). 28 января 1921 вошла в состав МСЧМ, а 4 февраля 1921 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи
с передачей Главоду НКПС для использования в качестве грунтовозной шаланды. Впоследствии входила в состав Азовтехфлота Наркомстроя
и в годы Великой Отечественной войны осуществляла воинские и народнохозяйственные перевозки в Азовском море, эвакуировала на
Кавказ ценное имущество, промышленное оборудование, раненых и гражданское население. 10 апреля 1942 погибла в порту Камыш-Бурун от
ударов бомбардировочной авиации противника. По окончании Великой Отечественной войны поднята АСС ЧФ и сдана «Главвторчермету» для
разделки на металл.