ЕГУРЧА
(с 16 апреля 1920 - Красная Звезда, с января 1922 - Егурча, с 29 июня 1941 - Т-497)
Длина - 57,42 |
Ширина - 10,36 |
Осадка - 2,74 м |
Водоизмещение - 1080 т |
Силовая установка - 2x200 л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 7 узлов |
Дальность плавания - 650 миль |
Вооружение - 3- 130-мм,
1-100-ммиЗ-76-мм ор. (в 1941: 2-45-мм ор. и 2- 7,62-мм пул., 1 МТШ и 1 МЗТ) |
Экипаж - 53 (в 1941: 41) человека |
Бывшая паровая грунтовозная шаланда, построенная в 1913 на заводе Волгейма в Штеттине (Германия) по
заказу Комитета Донских Гирл для Ростовского торгового порта. 13 августа 1915 призвана по военно-судовой повинности и в качестве
портового судна зачислена в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовала в 1-й мировой войне (обеспечение
боевых действий сил флота). 16 декабря 1917 вошла в состав Красного ЧФ, но 1 мая 1918 была захвачена в Севастополе германскими
оккупантами и возвращена Комитету Донских Гирл. 7 февраля 1920 после установления Советской власти на побережье Азовского моря
национализирована и передана Главоду, а 18 марта 1920 мобилизована и переоборудована в вооруженный пароход 1 апреля 1920 пароход
зачислен в состав Доно-Азовской флотилии, 8 мая 1920 переведен в состав АВФ и переклассифицирован в КЛ. Участвовала в гражданской
войне (бои с белогвардейскими кораблями в Таганрогском зал. в июле 1920, десанты у ст. Приморско-Ахтарская и у Белосарайской косы
в августе 1920, бои с кораблями противника у Обиточной косы в сентябре 920). 28 января 1921 КЛ вошла в состав МСЧМ, 13 ноября 1920
выведена из боевого состава и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение, а 18 декабря 1921 разоружена и исключена из
списков судов РККФ в связи с передачей Азкавмортрану НКПС для использования в качестве грунтовозной шаланды. В некоторых
документах за 1921 значится под наименованием Канонерская лодка № 9. Впоследствии входила в состав Азовтехфлота Наркомстроя, а 29
июня 1941 мобилизовсша вновь и принята от Наркомстроя. Переоборудована в ТЩ. 7 июля 1941 ТЩ, подняв Военно
– морской флаг, вошел в состав ЧФ. Участвовал в Великой Отечественной войне (воинские перевозки, эвакуация из портов Украины и
Крыма ценного имущества, раненых и гражданского населения); имел бортовой № 56. 2 ноября 1941 погиб в Цемесской б. в районе
Новороссийска от подрыва на минном заграждении противника и 31 ноября 1941 исключен из списков судов ВМФ. 10 сентября 1954 поднят
АСС ЧФ и ввиду невозможности восстановления сдан «Главвторчермету» для разделки на металл.
ПЕРЕВОЛОКА
(с 6 апреля 1920 по февраль 1922 - Будённый)
Длина - 57,15 |
Ширина - 10,14 |
Осадка - 2,74 м |
Водоизмещение - 1080 т |
Силовая установка - 2x200 л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 7 узлов ; экономическая - 5 узлов |
Дальность плавания - 600 миль |
Вооружение - 3-130-мм и 1-76-мм ор.,
4-7,62-мм пул. |
Экипаж - 62 человека |
Бывшая паровая грунтовозная шаланда, построенная в 1913 на заводе Вольгейма в Штеттине (Германия) по
заказу Комитета Донских Гирл для Ростовского торгового порта. 17 августа 1915 призвана по военно-судовой повинности и в качестве
портового судна зачислена в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовала в 1-й мировой войне (обеспечение
боевых действий сил флота). 16 декабря 1917 вошла в состав Красного ЧФ, но 1 мая 1918 была захвачена в Севастополе германскими
оккупантами и возвращена Комитету Донских Гирл. 7 февраля 1920 после установления Советской власти на побережье Азовского моря
национализирована и передана Главоду, а 18 марта 1920 мобилизована и переоборудована в вооруженный пароход. 1 апреля 1920 пароход
зачислен в состав Доно-Азовской флотилии, 8 мая 1920 переведен в состав АВФ и переклассифицирован в КЛ. Участвовала в гражданской
войне (бои с кораблями противника в Таганрогском зал. в июле 1920, высадки десантов у ст. Приморско-Ахтарская и у Белосарайской
косы в августе 1920, бой у Обиточной косы 15 сентября 1920). 28 января 1921 КЛ вошла в состав МСЧМ, 13 ноября 1921 выведена из
боевого состава, разоружена и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение. 31 января 1922 исключена из списков судов РККФ
в связи с передачей Азкавмортрану НКПС для использования в качестве грунтовозной шаланды. В некоторых документах за 1921 значится
под наименованием Канонерская лодка № 10. Впоследствии входила в состав Азовтехфлота Наркомстроя и к началу Великой Отечественной
войны находилась в капитальном ремонте в Николаеве, где 14 августа 1941 ввиду невозможности эвакуации по приказу военного
командования подорвана экипажем и затонула. Впоследствии поднята противником и уведена в Румынию. 29 августа 1944 захвачена
частями Красной Армии и кораблями ДуВФ в Чернаводах и 3 ноября 1944 возвращена командованием ВМФ Наркомстрою. В 1950-х гг.
выведена из эксплуатации и сдана «Главвторчермету» для демонтажа и реализации.