КРАСНОГВАРДЕЕЦ
(до 25 марта 1933 - Строгальщик, до 12 апреля 1919 - Шестой)
Длина -
57,2 |
Ширина -
13,1/. |
Осадка - 1,6 |
Водоизмещение -
420 т |
Силовая установка -
380 л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 9 узлов ; экономическая -
5 узлов |
Вооружение -
2- 85-мм ор. и 2x2-12,7-мм пул. |
Экипаж -
52 человека |
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1895 по заказу частной судовладельческой фирмы и
базировавшийся на Рыбинск. 8 февраля 1918 национализирован и передан Главоду. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января
1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. Капитальный ремонт в 1938. 1 октября 1942 мобилизован, принят от НКРФ и поставлен на
переоборудование в РКЛ 8 октября 1942 РКЛ, подняв Военно–морской флаг, вошла в состав ВВФ. Участвовала в Великой Отечественной
войне (несение ПВО, обеспечение воинских и народнохозяйственных перевозок по Волге в апреле-мае 1943). В некоторых документах
значится под наименованием Канонерская лодка № 12. С 11 марта 1943 находилась в оперативном подчинении пароходства «Волготанкер»
НКРФ. 26 мая 1943 в районе Яра Насоныч на Волге уклонилась с фарватера, подорвалась на минной банке противника и затонула. 4 июня
1943 исключена из списков судов ВМФ.
10 ЛЕТ КИМа
(до 29 марта 1930 - И.В. Сталин, до 2 июня 1926 - Павел Орехов, с 16 июня 1943 - Капитан 2 ранга Гаджиев, с 5 октября 1943 - 10 лет КИМа)
Длина -
71,3 |
Ширина -
19,5/8,5 |
Осадка -
1,5 м |
Водоизмещение - 480 т |
Силовая установка - 750 л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 10 узлов ; экономическая -
6 узлов |
Вооружение -
2-85-ммор. и 1x2- 12,7-мм пул. |
Экипаж -
52 человека |
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1895 (по другам данным, в 1875) на заводе Журавлевых в
Самаре по заказу частного торгового дома и базировавшийся на Самару. 8 февраля 1918 национализирован и
передан Главоду. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ.
1 октября 1942 мобилизован, принят от НКРФ и поставлен на переоборудование в РКЛ. 8 октября 1942 РКЛ, подняв Военно-морской
флаг, вошла в состав ВВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (несение ПВО, обеспечение воинских и
народнохозяйственных перевозок по Волге в апреле-сентябре 1943). В некоторых документах значится под
наименованием Канонерская лодка № 9. 5 октября 1943 разоружена и исключена из списков судов ВМФ в связи с
передачей пароходству «Волготанкер» для использования в качестве буксира. 22 марта 1947 за особые заслуги экипажа в годы войны
буксир отмечен мемориальной доской МРФ. 23 марта 1946 поступил в подчинение МРФ СССР. 19 апреля 1951 выведен из эксплуатации и
исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.
ТУРКСИБ
(до 26 апреля 1931 - Александр Смирнов)
Длина -
70,1 |
Ширина -
15,3/7,32 |
Осадка -
1,4 м |
Водоизмещение -
467 т |
Силовая установка -
560- 650 л.с. |
Скорость хода -
максимальная -
9 узлов ; экономическая - 4,5 узла |
Вооружение -
2-85-мм ор. и 1x2-12,7-мм пул. |
Экипаж -
52 человека |
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1871 на заводе Доновинского в с. Пожва Пермской губ. по
заказу торгово-промышленного акционерного общества «Мазут» и базировавшийся на Астрахань. Капитальный ремонт в 1906. 8 февраля
1918 национализирован и передан Главоду. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 -
НКРФ. 1 октября 1942 мобилизован, 5 октября 1942 принат от НКРФ и поставлен на переоборудование в РКЛ. 9 октября 1942 РКЛ, подняв
Военно-морской флаг, вошла в состав ВВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (несение ПВО, обеспечение воинских и
народнохозяйственных перевозок по Волге в апреле-ноябре 1943). В некоторых документах значится под наименованием Канонерская лодка
№ 8. 12 ноября 1943 разоружена и исключена из списков судов ВМФ в связи с передачей ВВРП для использования в качестве буксира. 22
марта 1947 за особые заслуги экипажа в годы войны буксир отмечен мемориальной доской МРФ. 23 марта 1946 поступил в подчинение МРФ
СССР, 15 марта 1953 - ММРФ, 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. 13 апреля 1964 выведен из эксплуатации и
исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.
Н. ОСТРОВСКИЙ
(до 6 октября 1942 - Николай Островский, до 25 апреля 1937 - Беднота, до 28 января 1919 - Коммерции советник, с 25 ноября 1943 - Николай Островский)
Длина -
57,61 |
Ширина -
18,27/8,62 |
Осадка -
1,25 м |
Силовая установка -
540 л.с. |
Скорость хода -
максимальная -
8 узлов ; экономическая - 6 узлов |
Вооружение -
2-85-мм ор. и 2x2-12,7-мм пул. (в 1918-1919: 2-75-мм ор.) |
Экипаж -
52 (в 1918 - 1919: 18) человека |
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1912 на заводе Облаевых в Городце Нижегородской губ. по
заказу частной судовладельческой фирмы и базировавшийся на Нижний Новгород. 8 февраля 1918 национализирован и передан Главоду. С
11 июня 1918 входил в состав Нижегородского Рупвода, а в июле 1918 мобилизован, вооружен и включен в состав Вольской военной
флотилии в качестве вооруженного парохода. 19 октября 1918 переведен в состав ВВФ, 25 октября 1918 - в состав АКВФ, 13 мая 1919 -
вновь в состав ВВФ и 31 июля 1919 - в состав ВКВФ. Участвовал в гражданской войне (бои с белогвардейцами под Вольском в августе
1918 и под Камышином в августе 1919). 16 июня 1920 разоружен и исключен из списков судов РККФ в связи с возвратом Нижегородскому
Рупводу для использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939
- НКРФ. Капитальный ремонт в 1939. 6 октября 1942 буксир мобилизован вновь, принат от НКРФ и поставлен на переоборудование в РКЛ.
10 октября 1942 РКЛ, подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ВВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (несение ПВО,
обеспечение воинских и народнохозяйственных перевозок по Волге в апреле-ноябре 1943). В некоторых документах значится под
наименованием Канонерская лодка № 3. С 11 марта 1943 находилась в оперативном подчинении пароходства «Волготанкер» НКРФ. 25 ноября
1943 разоружена и исключена из списков судов ВМФ в связи с передачей НВРП для использования в качестве буксира. 22 марта 1947 за
особые заслуги экипажа в годы войны буксир отмечен мемориальной доской МРФ. 23 марта 1946 поступил в подчинение МРФ СССР, 15 марта
1953 - ММРФ, 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. 5 ноября 1959 выведен из эксплуатации и исключен из
списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.
КРАСНЫЙ ДАГЕСТАН
Длина -
63,5 |
Ширина -
17,3/7,38 |
Осадка -
1,5 м |
Водоизмещение - 497 т |
Силовая установка -
540 л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 9 узлов ; экономическая -
4,5 узла |
Вооружение -
2-85-мм ор. и 1x2-12,7-мм пул. |
Экипаж -
52 человека |
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1900 в Звенигском затоне Вятской губ. по заказу
товарищества «Братья Нобель» и базировавшийся на Астрахань. Первоначальное наименование Морозов Константин, позже - Молдаванин. 8
февраля 1918 национализирован и передан Главоду. С 11 июня 1918 входил в состав Астраханского Рупвода, а летом 1918 мобилизован и
включен в состав Вольской флотилии в качестве буксирного парохода. Участвовал в тражданской войне (обеспечение боевых действий сил
флотилии). В октябре 1918 исключен из списков судов РККФ и возвращен Астраханскому Рупводу для использования в качестве буксира.
Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. Капитальный ремонт в 1938-1939. 1
октября 1942 буксир мобилизован, принят от НКРФ и поставлен на переоборудование в РКЛ. 10 октября 1942 РКЛ, подняв Военно–морской
флаг, вошла в состав ВВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (несение ПВО, обеспечение воинских и народнохозяйственных
перевозок по Волге в апреле-мае 1943). В некоторых документах значится под наименованием Канонерская лодка № 1. 17 мая 1943
погибла в районе Верхне-Безымянского переката на Волге от подрыва на донной мине заграждения противника при следовании в Астрахань
и 31 мая 1943 исключена из списков судов ВМФ.
ПРАВДА
(до 25 марта 1933 - Модельщик, до 12 апреля 1919 - Седьмой)
Длина -
60 |
Ширина -
13/. |
Осадка -
1,5м |
Водоизмещение -
420 т |
Силовая установка -
400 л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 9 узлов ; экономическая -
5 узлов |
Вооружение -
2-85-мм ор. и 2x2-12,7-мм пул. |
Экипаж -
52 человека |
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1895 на заводе «Добровы и Набгольц» в Нижнем Новгороде
по заказу частной судовладельческой фирмы и базировавшийся на Рыбинск. 8 февраля 1918 национализирован и передан Главоду.
Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. Капитальный ремонт в 1939. 5 октября
1942 мобилизован, принят от НКРФ и поставлен на переоборудование в РКЛ. 10 октября 1942 РКЛ, подняв Военно–морской флаг, вошла в
состав ВВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (несение ПВО, обеспечение воинских и народнохозяйственных перевозок по Волге
в апреле-ноябре 1943). В некоторых документах значится под наименованием Канонерская лодка № 6. С 11 марта 1943 находилась в
оперативном подчинении пароходства «Волготанкер» НКРФ. 25 ноября 1943 разоружена и исключена из списков судов ВМФ в связи с
возвратом пароходству «Волготанкер» для использования в качестве буксира. 22 марта 1947 за особые заслуги экипажа в годы войны
буксир отмечен мемориалыюй доской МРФ. 23 марта 1946 поступил в подчинение МРФ СССР, 15 марта 1953 - ММРФ, 25 августа 1954 - вновь
МРФ СССР и 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. 8 апреля 1960 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету»
для демонтажа и разделки на металл.