(до октября 1918 - Калмык, с 26 апреля 1931 - Калмык,
с 21 февраля 1944 - Александр Матросов)
Длина -
57,9 |
Ширина -
18,7/9,1 |
Осадка -
0,8 м |
Силовая установка - 600 л. с. |
Скорость хода -
8,6 узла |
Вооружение -
2-102-мм ор. и 4-7,62-мм пул. |
Экипаж -
60 человек |
Бывший речной колесный буксирный теплоход, построенный в 1910 на Коломенском чугунолитейном и механическом
заводе Московской губ. по заказу товарищества «Братья Нобель» и базировавшийся на Астрахань. 8 февраля 1918 национализирован и
передан Главоду. С 11 июня 1918 входил в состав Астраханского Рупвода, а в октябре 1918 мобилизован, вооружен и включен в состав
ВВФ. До 7 февраля 1919 относился к подклассу вооруженных пароходов (военных кораблей), а затем РКЛ. Участвовала в гражданской
войне (бои с белогвардейцами на Каме и Белой в ноябре 1918 и в апреле-мае 1919). 24 мая 1919 в артиллерийском бою с
белогвардейской флотилией в районе Елабуги РКЛ получила тяжелые повреждения и затонула на прибрежной отмели. По окончании
гражданской войны поднята Госсудоподъемом, восстановлена и вновь введена в строй в качестве буксира. Находился в подчинении
сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода, с 9 апреля 1939 - НКРФ, с 23 марта 1946 - МРФ СССР и с 15 марта 1953 - ММРФ. В годы
Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна осуществлял воинские и народнохозяйственные
перевозки, буксировал баржи с нефтепродуктами по Волге. 30 июля 1954 буксир выведен из эксплуатации и исключен из списков судов
ММРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.