(с 6 августа по 5 ноября 1919 - Буйный)
Длина -
51,82 |
Ширина -
15,85/8,53 |
Осадка -
1,42 м |
Водоизмещение - 540 т |
Силовая установка - 700-850 л.с. |
Скорость хода -
14,5 уз |
Вооружение -
3-102-мм ор. и 4-7,62-мм пул. |
Экипаж -
68 человек |
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1891 на Курбатовском заводе в Нижнем
Новгороде по заказу торгово-промышленного и пароходного общества «Волга» и базировавшийся на Нижний Новгород. 8 февраля 1918
национализирован и передан Главоду. С 11 июня 1918 входил в состав Нижегородского Рупвода, а 9 июня 1919 мобилизован, поставлен на
переоборудование в РКЛ и зачислен в состав ВВФ. 31 июля 1919 РКЛ вошла в состав ВКВФ. Участвовала в гражданской войне (бои с
белогвардейцами под Царицыном (Волгоград) и Камышином в августе – октябре 1919). 23 сентября 1919 повреждена взрывом авиабомбы, но
осталась в строю, а 5 ноября 1919 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с возвратом Нижегородскому Рупводу для
использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода, с 9 апреля 1939 - НКРФ, с 23
марта 1946 - МРФ СССР, с 15 марта 1953 - ММРФ, с 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и с 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. В годы Великой
Отечественной войны в составе военизированных судов Волжского бассейна осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки по
Волге, буксировал баржи с нефтепродуктами. В сентябре-ноябре 1942 буксир за успешное выполнение плановых заданий первым в НКРФ
награжден переходящим Вымпелом ГКО, а 22 марта 1947 за особые заслуги экипажа в годы войны отмечен мемориальной доской МРФ. 5
ноября 1958 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки
на металл.