(с 11 августа 1919 - Бдительный, с 1934 - Михаил Хатаевич,
с 17 августа 1937 – Николай Булганин)
Длина -
57 |
Ширина -
15,3/7 |
Осадка -
0,89 м |
Силовая установка - 480 л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 11,5 узлов ; экономическая - 5 узлов |
Вооружение -
4-75-мм ор. и 4-7,62-мм пул. |
Экипаж -
63 человека |
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1898 на заводе акционерного общества
«Сормово» в Нижнем Новгороде по заказу частного торгового дома и базировавшийся на Елабугу Вятской губ. 8 февраля 1918
национализирован и передан Главоду. С 11 июня 1918 входил в состав Вятского Рупвода, а 14 июня 1919 мобилизован, поставлен на
переоборудование в РКЛ и зачислен в состав ВВФ. 31 июля 1919 РКЛ вошла в состав ВКВФ. Участвовала в гражданской войне (бои с
белогвардейцами под Камышином в августе 1919). 1 сентября 1919 повреждена взрывом авиабомбы, но осталась в строю, а 5 июня 1920
разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с возвратом Вятскому Рупводу для использования в качестве буксира. Находился
в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода, с 9 апреля 1939 - НКРФ, с 23 марта 1946 - МРФ СССР и с 15 марта 1953 -
ММРФ. 1 сентября 1942 буксир зачислен в состав ВВФ для переоборудования в РКЛ, но затем оставлен в распоряжении НКРФ. В годы
Великой Отечественной войны осуществлял воинские, народнохозяйственные и экспортные перевозки по Волге и ее притокам. 26 марта
1954 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов ММРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на
металл.