(с 27 июля 1920 - Канонерская лодка № 5, с 1 января 1921 - Канонерская лодка № 1,
с 8 сентября 1921 - Вилково, с 17 марта 1922 - Симеиз)
Длина -
31,52 |
Ширина -
6,71 |
Осадка -
3,66 м |
Водоизмещение - 300 т |
Силовая установка - 450 л.с. |
Скорость хода -
10 уз |
Вооружение -
1-75-мм и 1-37-мм ор., 1-7,62-мм пулемет |
Экипаж - 40 человек |
Бывший буксирный пароход Русского Дунайского пароходства, построенный в 1900 на судоверфи «Bremer
Vulcan» в Вегезакке (Германия) и приписанный к Рени. Первоначальное наименование Unterweser,
принадлежал германской частной судоходной компании. 18 сентября 1914 призван по военно-судовой повинности и в качестве портового
судна зачислен в состав Дунайской транспортной флотилии (ЭОН) ЧФ. Участвовал в 1-й мировой войне (обеспечение боевых действий
сухопутных войск Румынского фронта). 17 января 1918 вошел в состав Красного ЧФ, но 28 марта 1918 был захвачен в Одессе
австро-германскими оккупантами и вскоре возвращен акционерам Русского Дунайского пароходства. 6 апреля 1919 после освобождения
Одессы частями РККА национализирован, но 23 августа 1919 захвачен белогвардейцами и вновь возвращен прежним владельцам. 7 февраля
1920 после установления Советской власти в Одессе национализирован вновь и передан Черномортрану НКПС, а 23 июля 1920 вторично
мобилизован, вооружен и переклассифицирован в КЛ. 28 июля 1920 КЛ зачислена в состав ДОТ МСЧМ. Участвовала в гражданской войне
(бои с белогвардейцами в районе г. Алёшки (Цюрупинск) в августе 1920). С 25 мая 1921 в составе Усть-Днепровской флотилии
находилась в распоряжении РККА, а 8 сентября 1921 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с возвратом Черномортрану
для использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКМФ.
В годы Великой Отечественной войны буксир осуществлял воинские и народнохозяйствеиные перевозки, эвакуировал на Кавказ ценное
имущество и промышленное оборудование, доставлял на малоземельский плацдарм воинские пополнения. 5 апреля 1943 погиб в Цемесской
б. от подрыва на минном заграждении противника при отходе от пирса Мысхако после выгрузки воинских грузов.