(до августа 1918 - Матвей Башкиров, с 15 июня 1920 - Товарищ Маркин,
с 11 августа 1920 - Волгарь Доброволец)
Длина -
57,88 |
Ширина -
8,58 |
Осадка -
1,7 м |
Водоизмещение - 570 т |
Силовая установка -
2x400 л. с. |
Скорость хода - максимальная -
10 узлов ; экономическая - 7 узлов |
Вооружение -
1 - 102-мм и 1-75-мм ор., 4-7,62-мм пул.( с 1919: 2- 120-мм ор. и 2-7,62-мм пул.; с
1942: 1- 37-мм ор. и 1 - 12,7-мм пул.) |
Экипаж -
60 (в мирное время 28) человек |
Бывший речной буксирный теплоход, построенный в 1916 на Коломенском чугунолитейном и
механическом заводе Московской губ. и базировавшийся на Астрахань. 8 февраля 1918 национализирован и передан Главоду. С 11 июня
1918 входил в состав Астраханского Рупвода, а в августе 1918 мобилизован и в конце сентября 1918 по окончании переоборудования в
РКЛ вошел в состав ВВФ. РКЛ участвовала в гражданской войне (бои с белогвардейцами на Белой и Каме в октябре-ноябре 1918, на Вятке
и Каме в мае 1919). 31 июля 1919 вошла в состав ВКВФ и 5 июля 1920 - в состав МСКМ, а 11 августа 1920 разоружена и возвращена
Главоду, но 3 апреля 1921 мобилизована вновь и вторично зачислена в состав МСКМ. Летом 1921 участвовала в ликвидации
контрреволюционных банд на Нижней Волге. 15 октября 1921 вторично разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с возвратом
Астраханскому Рупводу для использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода, с
9 апреля 1939 - НКМФ, с 23 марта 1946 - ММФ, с 15 марта 1953 - ММРФ и с 25 августа 1954 - вновь ММФ. В годы Великой Отечественной
войны в составе военизированных судов Каспийского бассейна осуществлял буксировку барж с нефтепродуктами на Астраханском рейде и
Нижней Волге, обеспечивал воинские и народнохозяйственные и экспортно-импортные перевозки. Капитальный ремонт и модернизация в
1948. 14 сентября 1967 выведен из эксплуатации, исключен из списков судов ММФ и передан ВОРП МРФ РСФСР для переоборудования в
мемориальное судно-музей ВКВФ и ВОРП.