(до 13 июня 1920 - Ледокол IV, с 13 июня 1922 - Ледокол IV, с 22 июля 1941- Канонерская лодка № 4)
Длина - 45,72 |
Ширина - 12,04 |
Осадка - 4,86 м |
Водоизмещение - 750 т |
Силовая установка - 1260 л.с. |
Скорость хода - максимальная - 10
узлов ; экономическая - 8 узлов |
Вооружение - 3- 130-мм и 2-75-мм
орудия (с 1941: 2-76,2-мм ор. и 2-7,62-мм пул.; с 1942: 2- 76,2-мм ор., 6-12,7-мм и
4- 7,62-мм пул.) |
Экипаж - 48 человек |
Бывший портовый ледокол, построенный в 1906 на заводе «Ланге и сын» в Риге по заказу МТиП для Мариупольского
торгового порта. 3 мая 1915 призван по военно-судовой повинности и в качестве ледокола зачислен в состав плавсредств
Севастопольского военного порта. Участвовал в 1-й мировой войне (обеспечение боевых действий сил флота). 16 декабря 1917 вошел в
состав Красного ЧФ, но 1 мая 1918 был захвачен в Севастополе германскими оккупантами и 31 октября 1918 возвращен ими МТиП. В
январе 1920 затоплен белогвардейцами в устье р. Кальмиус при приближении частей РККА к Мариуполю, 23 мая 1920 поднят и 20 июня
1920 после восстановления и вооружения зачислен в состав АВФ в качестве КЛ. Участвовала в гражданской войне (бои с
белогвардейскими кораблями в Азовском море в июле- сентябре 1920). 28 января 1921 КЛ вошла в состав МСЧМ, а 13 июня 1922
разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с возвратом Мариупольскому торговому порту для использования в качестве
ледокола. Первоначально ледокол находился в подчинении НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКМФ. 22 июля 1941
мобилизован вновь, принят от НКМФ, переоборудован в КЛ и вооружен. 11 августа 1941 КЛ, подняв Военно-морской флаг, вошла в состав
АВФ ЧФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (оборона Геническа в сентябре 1941, Мариуполя в октябре 1941, Керчи в октябре
1941 и мая 1942, Темрюка в июле 1942, минно–заградительные действия в Азовском море, Керченско-Феодосийская десантная операция 25
декабря 1941 – 2 января 1942). 2 июля 1942 погибла от ударов бомбардировочной авиации противника при стоянке в Темрюкском порту и
13 июля 1942 исключена из списков судов ВМФ. 1 марта 1944 поднята АСО АВФ и возвращена НКМФ. По окончании Великой Отечественной
войны в строй не вводилась и стояла в порту на приколе, 10 июля 1947 законсервирована. 14 апреля 1956 ввиду невозможности
восстановления исключена из списков судов ММФ в связи с передачей заводу «Азовсталь» Минчермета СССР для разделки на металл. |