Заказаны в рамках судостроительной программы 1885 года.
Предназначались для усиления защиты Черноморского побережья. Первоначально 425
шаровых мин заграждения размещались в четырех трюмах: трех в носовой части
корабля, одном – в кормовой, позади машинного отделения. Кроме того, 120 мин с
якорями находились в кормовой части жилой палубы.
"Буг"
Водоизмещение - 1,382
тонны |
Длина – 62.2
метра |
Ширина – 10.4 метра |
Осадка – 4.6 метра |
Силовая установка
- 2 вертикальные паровые
машины тройного расширения, 4 котла, 2 винта, 1,400 л.с. |
Скорость - 13.39 узла (в 1912 году –
12.9 узла) |
Дальность плавания
- 680/2,150 миль (12.9/8
узловым ходом) |
Вооружение - 4х1 47-мм орудия (с 1915
года: 2х1 75/50 и 4х1 47-мм орудия)350 мин заграждения, 160 тонн различных
грузов |
Экипаж - 226 человек |
30 мая 1891 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
январе 1891 года заложен на судоверфи фирмы "Zindhozmen" в Гетеборге (Швеция),
спущен на воду 2 сентября 1891 года, вступил в строй 8 декабря 1892 года. Входил
в состав Практической эскадры Черного моря. На корабле испытывались
приспособления для постановки мин различных систем. В 1905 году участвовал в
Севастопольском восстании матросов. Затоплен экипажем в Южной бухте. В мае 1907
года был поднят. С 1907 года по 1909 год проходил восстановительный ремонт в
Севастопольском порту. Переоборудован в гидрографическое судно,
классифицировался как маячный транспорт. В период первой мировой войны входил в
состав дивизиона сетевых заградителей. 29 декабря 1917 года перешел на сторону
Советской власти. С апреля 1918 года находился в Севастопольском порту на
хранении. 1 мая 1918 года был захвачен в Севастополе германскими войсками. В
ноябре 1918 года – белогвардейцами, в декабре 1918 года – англо-французскими
интервентами. С апреля 1919 года – в составе Морских сил Юга России.
Использовался в качестве вспомогательного крейсера (3х1 75/50 мм орудия). 12
ноября 1920 года затонул в районе Ак-Мечети, выскочив на камни. В 1923 году был
поднят и в 1924 году сдан в Отдел фондового имущества для разборки на металл.
"Дунай"
(с 31.12.1922 года – "1 мая", с 01.01.1932 года –
"Гидрограф")
Водоизмещение - 1,382
тонны |
Длина – 62.2
метра |
Ширина – 10.4 метра |
Осадка – 4.6 метра |
Силовая установка
- 2 вертикальные паровые
машины тройного расширения, 4 котла, 2 винта,
1,560 л.с. |
Скорость - 13.39 узла (в 1912 году –
12.9 узла) |
Дальность плавания
- 680/2,150 миль (12.9/8
узловым ходом) |
Вооружение - 4х1 47-мм орудия (с 1915
года: 2х1 57-мм и 4х1 47-мм орудия), 350 мин заграждения, 160 тонн различных
грузов |
Экипаж - 226 человек |
30 мая 1891 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
январе 1891 года заложен на судоверфи фирмы "Zindhozmen" в Гетеборге (Швеция),
спущен на воду 25 ноября 1891 года, вступил в строй 2 мая 1893 года. Входил в
состав Практической эскадры Черного моря. На корабле испытывались приспособления
для постановки мин различных систем. До 10 октября 1907 года классифицировался
как минный транспорт. Прошел капитальный ремонт корпуса в августе-декабре 1913
года в Севастопольском порту с заменой конструктивных элементов жилой, верхней
палуб и водогрейных трубок в котлах. В период первой мировой войны входил в
состав отряда судов обороны Северо-западной части Черного моря. 29 декабря 1917
года перешел на сторону Советской власти. С апреля 1918 года находился в
Севастопольском порту на хранении. 1 мая 1918 года был захвачен в Севастополе
германскими войсками. В ноябре 1918 года – белогвардейцами, в декабре 1918 года
–англо-французскими интервентами. С апреля 1919 года – в составе Морских сил Юга
России. 14 ноября 1920 года захвачен войсками РККА и в декабре 1920 года включен
в состав Морских сил Черного моря. 14 февраля 1922 года был переклассифицирован
в транспорт. 3 августа 1922 года возвращен в класс минных заградителей. 29
октября 1924 года выведен из боевого состава Морских сил Черного моря и
переоборудован в гидрографическое судно. С 28 апреля 1928 года вновь
использовался как минный заградитель и входил в охрану водного района главной
военно-морской базы Морских сил Черного моря. 4 июня 1940 года выведен из
боевого состава Черноморского флота и сдан в распоряжение гидрографической
службы флота. 4 ноября 1941 года был потоплен немецкой
авиацией.
|