Заказаны в рамках программы "усиленного" судостроения 1912 года.
Первоначально предназначались для Сибирской флотилии. Проект разработан с учетом
замечаний Морского генерального штаба фирмой "Smis dock company limited" на базе
рыболовецкого траулера. Были построены с приспособлениями для постановки и
выборки тралов с бортов. На Свеаборгском заводе "Сокол" их переоборудовали для
выполнения тральных работ с кормы. Имели ледовые подкрепления
корпуса.
Водоизмещение - 420
тонн |
Длина – 44.5
метра |
Ширина – 7.47 метра |
Осадка – 3.28 метра |
Силовая установка - 1 вертикальная паровая
машина тройного расширения, 1 котел, 1 винт, 650
л.с. |
Скорость - 11.6
узла |
Дальность плавания - 950 миль при 11,6 узлах ; 1,400 миль
при 9.5 узловым ходом |
Вооружение - 2х1 75/50 мм орудия, тралы
Шульца, змейковый трал, щитовой трал Сомова, 45 мин заграждения (в
перегрузочном варианте) |
Экипаж - 49
человек |
"Искра"
14 августа 1913 года зачислен в списки судов Сибирской флотилии, в
декабре 1912 года заложен на судоверфи фирмы "Smis dock company limited" в
Мидлсборо (Великобритания), спущен на воду 3 сентября 1913 года, вступил в строй
15 февраля 1914 года. Входил в состав партии траления Балтийского моря. В период
первой мировой войны тралил мины у Ревеля (Таллин), полуострова Гангэ и в
проливах Моонзундского архипелага. 6 октября 1916 года подорвался на минах и
затонул между островами Аеперхару и Стенгрунд.
"Пламя"
(с 04.1918 года по 09.1922 года – "Альтаир", с 01.1924 года –
"Форель" (РТ-36), с 23.11.1939 года – "Т-891")
14 августа 1913 года зачислен в списки судов Сибирской флотилии, в
декабре 1912 года заложен на судоверфи фирмы "Smis dock company limited" в
Мидлсборо (Великобритания), спущен на воду 17 сентября 1913 года, вступил в
строй 15 февраля 1914 года. Входил в состав партии траления Балтийского моря. В
период первой мировой войны тралил мины у Ревеля (Таллин), полуострова Гангэ и в
проливах Моонзундского архипелага. Участвовал в февральской революции. 7 ноября
1917 года перешел на сторону Советской власти. С 22 по 27 февраля 1918 года
совершил переход из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки). 12 апреля 1918
года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе
(Хельсинки), где 20 апреля 1918 года был захвачен финскими белогвардейцами и
включен в состав военного флота буржуазной Финляндии.17 сентября 1922 года
возвращен РСФСР по Юрьевскому мирному договору и включен в состав Морских сил
Балтийского моря. С 14 октября 1922 года находился в распоряжении Морской
пограничной охраны Особого государственного политического управления. 7 апреля
1924 года передан тресту "Главрыба" где использовался в качестве траулера,
переведен в Баренцево море. 9 августа 1933 года в качестве тральщика, включен в
состав Северной военной флотилии, с 11 мая 1937 года – в составе Северного
флота. Участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах. 17
апреля 1947 года был разоружен и исключен из списков
флота.
"Патрон"
(с 09.1923 года – "Налим" (РТ-35), с 23.11.1939 года –
"Т-890")
14 августа 1913 года зачислен в списки судов Сибирской флотилии, в
декабре 1912 года заложен на судоверфи фирмы "Smis dock company limited" в
Мидлсборо (Великобритания), спущен на воду 17 сентября 1913 года, вступил в
строй 15 февраля 1914 года. Входил в состав партии траления Балтийского моря. В
период первой мировой войны тралил мины у Ревеля (Таллин), полуострова Гангэ и в
проливах Моонзундского архипелага. Участвовал в февральской революции. 7 ноября
1917 года перешел на сторону Советской власти. В феврале 1918 года перешел из
Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки), а в апреле 1918 года – в Кронштадт.
24 мая 1921года был разоружен и передан рыбному отделу Петрокоммуны. 23 января
1923 года передан тресту "Главрыба" и использовался в качестве траулера в
Баренцевом море. 9 августа 1933 года включен в состав Северного флота.
Участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах. 9 июля 1941
года погиб в губе Западная Лица в результате ударов авиации
противника.
|