Заказаны в рамках судостроительной программы
1912 года. Строились на кредиты, отпущенные 12 февраля 1915 года. По конструкции
– мелкосидящие базовые тральщики. Проект разработан кораблестроительным
отделом Главного управления кораблестроения на основе корпуса канонерской
лодки "Бурят". На тральщиках Путиловской судоверфи из-за громоздкой надстройки
мины располагались на верхней палубе 2 группами. Являлись неудачной попыткой
сочетать в одном корабле боевые возможности базового тральщика с малой
осадкой катерного тральщика.
Характеристика кораблей "Щит" и "Крамбол" |
Длина - 53
метра |
Ширина - 6,6
метра |
Осадка - 0,99
метра |
Водоизмещение - стандартное - 248 т. |
Механизмы - 2 вертикальных паровых
машины 3-го расш.-550 инд л.с. (сумм. контр.): 2 водотрубных котла системы
Yarrow (180 м2; 13,5 кГ/см2); 1 турбогенератор |
Скорость
хода - максимальная - 11 узлов, экономическая - 6 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 40 т |
Дальность
плавания - 450
миль при 6 узлах |
Вооружение - 1 - 75мм/50 ; 2 - 7,62мм пулемета ; Тралы Шульца
; Морской змейковый трал ; Носовой змейковый трал (фор-трал) ; Щитовой трал Сомова ; 50-60 мин заграждения (в перегрузочном
варианте) ; 1 прожектор - 60 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 1,5 кВт, дальность -
150 миль |
Экипаж - 4 офицера / 2 кондуктора / 32 нижних
чина |
"Щит"
Зачислен в сентябре 1914, заложен в апреле 1915 на судоверфи Русско-Балтийского завода в Ревеле (Таллин),
спущен в 1906, вступил в строй в июне 1916.
Входил в состав дивизии траления Балтийского моря. В период первой мировой
войны тралил фарватеры Моонзундского архипелага, занимался постановкой
мин на Ирбенской позиции. С ноября 1916 года входил в состав Морских сил
Рижского залива, 19 декабря1916 года, при тралении фарватеров Соэлозунда,
подорвался на мине и затонул.
"Крамбол"
(с 25 марта 1923 года – "1 мая")
Зачислен в сентябре 1914, заложен в апреле 1915 на судоверфи Русско-Балтийского завода в Ревеле (Таллин),
спущен в 1916, вступил в строй в июне 1916.
Входил в состав дивизии траления Балтийского моря. В период первой мировой
войны тралил фарватеры Моонзундского архипелага, занимался постановкой
мин на Ирбенской позиции. С ноября 1916 года входил в состав Морских сил
Рижского залива. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года
перешел на сторону Советской власти. В апреле 1918 года в Гельсингфорсе
(Хельсинки) был захвачен финскими белогвардейцами и под литерой "МР-7"
включен в состав флота буржуазной Финляндии. 18 сентября 1922 года возвращен
РСФСР по Юрьевскому мирному договору, 21 ноября 1922 года сдан в порт на
хранение и 29 августа 1925 года исключен из состава Морских сил Балтийского
моря. Разобран на металл в начале 30-х гг.
Характеристика кораблей "Капсюль" и "Груз" |
Длина - 53
метра |
Ширина - 6,6
метра |
Осадка - 1,2
метра |
Водоизмещение - стандартное - 271 т. |
Механизмы - 2 вертикальных паровых
машины 3-го расш.-550 инд л.с. (сумм. контр.): 2 водотрубных котла системы
Yarrow (180 м2; 13,5 кГ/см2); 1 турбогенератор |
Скорость
хода - максимальная - 11 узлов, экономическая - 6 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 40 т |
Дальность
плавания - 450
миль при 6 узлах |
Вооружение - 1 - 75мм/50 ; 2 - 7,62мм пулемета ; Тралы Шульца
; Морской змейковый трал ; Носовой змейковый трал (фор-трал) ; Щитовой трал Сомова ; 50-60 мин заграждения (в перегрузочном
варианте) ; 1 прожектор - 60 см |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 1,5 кВт, дальность -
150 миль |
Экипаж - 4 офицера / 2 кондуктора / 32 нижних
чина |
"Капсюль"
Зачислен в сентябре 1914, заложен в 1915 на Путиловской судоверфи в Санкт-Петербурге, спущен в 1916, вступил в
строй 1 апреля 1916. Входил
в состав дивизии траления Балтийского моря. В период первой мировой войны
тралил фарватеры Моонзундского архипелага, занимался постановкой мин на
Ирбенской позиции. С ноября 1916 года входил в состав Морских сил Рижского
залива. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел
на сторону Советской власти. В апреле 1918 года в Гельсингфорсе (Хельсинки)
был захвачен финскими белогвардейцами и под литерой "МР-12" включен в состав
флота буржуазной Финляндии. 18 сентября 1922 года возвращен РСФСР по Юрьевскому
мирному договору, 21 ноября 1922 года сдан в порт на хранение. 26 июня
1925 года передан в состав Морской пограничной охраны Особого государственного
политического управления, а 25 сентября 1936 года – сдан в Отдел фондового
имущества для разборки на металл.
"Груз"
Зачислен в сентябре 1914, заложен в 1915 на Путиловской судоверфи в Санкт-Петербурге, спущен в 1916, вступил в
строй 1 апреля 1916. Входил
в состав дивизии траления Балтийского моря. В период первой мировой войны
тралил фарватеры Моонзундского архипелага, занимался постановкой мин на
Ирбенской позиции. С ноября 1916 года входил в состав Морских сил Рижского
залива. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел
на сторону Советской власти. В апреле 1918 года в Гельсингфорсе (Хельсинки)
был захвачен финскими белогвардейцами и под литерой "МР-12" включен в состав
флота буржуазной Финляндии. 18 сентября 1922 года возвращен РСФСР по Юрьевскому
мирному договору, 21 ноября 1922 года сдан в порт на хранение. С 7 мая
1926 года использовался в качестве учебного судна. 14 октября 1926 года
сдан в порт на хранение, а 25 сентября – в Отдел фондового имущества для
разборки на металл.
|