Балтийский
флот
Первые 5 кораблей заказаны в 1910 году. Предназначались для подъема и
постановки мин при обеспечении практических занятий в отрядах заградителей и
партиях траления. В ходе боевых действий использовались в качестве прибрежных
минных заградителей и катерных тральщиков. Первые и на редкость удачные минные
катера специальной постройки. Вторая серия заказана в октябре 1914 году. Длина
увеличена с целью устранить дифферент на корму и увеличить миноподъемность. Для
Черного моря были заказаны 5 катеров, аналогичных катерам 1-ой серии. "М11", "М12"
и "М13" не
достроили и разобрали на стапеле.
Тактико-технические данные:
Водоизмещение - от 34 до 46 тонн |
Длина – от 20.7 до 23.2 метра |
Ширина – 5 метров |
Осадка – от 1.1 до 1.2 метра |
Силовая установка - 2 нефтяных двигателя суммарной мощностью 60 л.с., 2 винта |
Скорость - от 7.8 до 8.5 узла |
Дальность плавания - 360-650/420-690 миль (8-7/5 узловым ходом) |
Вооружение - 1 7.62-мм пулемет, от 25 до 40 мин заграждения |
Экипаж - 8 человек |
Черноморский
флот
Заказаны в рамках "большой" судостроительной программы 1910 года.
Предназначались для подъема и постановок мин при обеспечении практических
занятий в отрядах заградителей и партиях траления. Классифицировались как минные
моторные катера. По их чертежам планировали построить один корабль для Дальнего
Востока.
Тактико-технические
данные:
Водоизмещение - 39
тонн |
Длина – 20.1
метра |
Ширина – 5.4 метра |
Осадка – 0.9 метра |
Силовая установка - 2 нефтяных двигателя
суммарной мощностью 60 л.с., 2 винта |
Скорость - 8
узлов |
Дальность плавания - 675/710 миль (7.5/5
узловым ходом) |
Вооружение - 1 7.62-мм пулемет, 25 мин
заграждения |
Экипаж - 16
человек |
"М1"
23 сентября 1912 года зачислен в списки судов Балтийского флота,
заложен в декабре 1911 года на Охтинской судоверфи акционерного общества "В.
Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге, достраивался на Ижорском заводе, вступил в
строй и июне 1914 года. В период первой мировой войны осуществлял минные
постановки в Ирбенском проливе, входил в состав минных заградителей. Участвовал
в февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти.
12 апреля 1918 года был интернирован в Гельсингфорсе (Хельсинки) германским
командование. 13 мая 1918 года захвачен финскими белогвардейцами и под
наименованием "Т15" включен в состав морских сил буржуазной
Финляндии.
"М2"
23 сентября 1912 года зачислен в списки судов Балтийского флота,
заложен в декабре 1911 года на Охтинской судоверфи акционерного общества "В.
Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге, достраивался на Ижорском заводе, вступил в
строй и июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав 3-го
дивизиона сторожевых катеров. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917
года перешел на сторону Советской власти. Из-за невозможности проводки во льдах,
оставлен в Ревеле (Таллин). 22 февраля 1918 года захвачен германскими войсками и
использован в качестве вспомогательного судна. 11 ноября 1918 года передан
германским командованием буржуазной Эстонии. С 19 января 1919 года по 1927 год
под литерой "М8" и названием "Калев", входил в состав тральной экспедиции
Эстонского флота. С 1935 года по 1940 год под названием "Кери", входил в состав
Эстонского флота. С 13 августа 1940 года – в составе Краснознаменного
Балтийского флота. С 15 июля 1941 года – катер-тральщик "N 1". С 25 июля 1941
года состоял в 15-м дивизионе катеров – катерный тральщик "N 1502". Принимал
участие а обороне Таллина, участвовал в минных постановках. Затоплен у входа в
Минную гавань.
"М3"
23 сентября 1912 года зачислен в списки судов Балтийского флота,
заложен в декабре 1911 года на Охтинской судоверфи акционерного общества "В.
Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге, достраивался на Ижорском заводе, вступил в
строй и июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав 3-го
дивизиона сторожевых кораблей. Участвовал в минных постановках в Ирбенском
проливе, в февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел на сторону
Советской власти. 22 февраля 1918 года был захвачен германскими войсками в
Ревеле (Таллин) и использовался в качестве вспомогательного судна. 11 ноября
1918 года передан германским командованием буржуазной Эстонии. С 19 января 1919
года по 1927 год входил в состав тральной экспедиции Эстонского флота. В 1927
году продан частной фирме и до 1940 года использовался в качестве каботажного
теплохода. С 13 августа 1940 года в составе Краснознаменного Балтийского флота.
С 15 июля 1941 года – катер тральщик "N 3". Принимал участие в обороне Таллина.
Затоплен у входа в Минную гавань.
"М4"
23 сентября 1912 года зачислен в списки судов Балтийского флота,
заложен в декабре 1911 года на Охтинской судоверфи акционерного общества "В.
Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге, достраивался на Ижорском заводе, вступил в
строй и июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав Шхерного
отряда судов. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел на
сторону Советской власти. 9 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во
льдах , оставлен в Або, где был интернирован германским командованием, 13 мая
1918 года захвачен финскими белогвардейцами. Входил в состав ВМС Финляндии как
тральщик "Т 21".
"М5"
23 сентября 1912 года зачислен в списки судов Балтийского флота,
заложен в декабре 1911 года на Охтинской судоверфи акционерного общества "В.
Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге, достраивался на Ижорском заводе, вступил в
строй и июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав отряда
заградителей. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел на
сторону Советской власти. 9 апреля 1918 года был интернирован в Гельсингфорсе
(Хельсинки) германским командованием. 24 апреля 1918 года захвачен финскими
белогвардейцами. Входил в состав ВМС Финляндии как тральщик "Т
16".
"М6"
2 января 1915 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен
23 января 1915 года на Бьернеборгском судостроительном заводе в Финляндии
технической конторой И. Анучкина, достраивался технической конторой "Бюро-Вега",
вступил в строй 26 октября 1916 года. В период первой мировой войны входил в
состав отряда заградителей. Участвовал в минных постановках в Ирбенском проливе,
в февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти.
9 апреля 1918 года был интернирован в Гельсингфорсе (Хельсинки) германским
командованием. 24 апреля 1918 года захвачен финскими белогвардейцами. Входил в
состав ВМС Финляндии как тральщик "Т 17".
"М7"
2 января 1915 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен
23 января 1915 года на Бьернеборгском судостроительном заводе в Финляндии
технической конторой И. Анучкина, достраивался технической конторой "Бюро-Вега",
вступил в строй 26 октября 1916 года. В период первой мировой войны входил в
состав Шхерного отряда судов. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917
года перешел на сторону Советской власти. 9 апреля 1918 года, из-за
невозможности проводки во льдах , оставлен в Або, где был интернирован
германским командованием, 13 мая 1918 года захвачен финскими белогвардейцами.
Входил в состав ВМС Финляндии как тральщик "Т 22".
"М8"
2 января 1915 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен
23 января 1915 года на Бьернеборгском судостроительном заводе в Финляндии
технической конторой И. Анучкина, достраивался технической конторой "Бюро-Вега",
вступил в строй 26 октября 1916 года. В период первой мировой войны входил в
состав 3-го дивизиона сторожевых судов. Осуществлял минные постановки в
Ирбенском проливе. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года
перешел на сторону Советской власти. Из-за невозможности проводки во льдах,
оставлен в Ревеле (Таллин). 25 февраля 1918 года захвачен германскими войсками и
использовался ими в качестве вспомогательного судна. 11 ноября 1918 года передан
германским командованием буржуазной Эстонии. С 19 января 1919 года по 1940 год
под литерой "М 10" и названиями "Олев" и "Вайндло" входил в состав тральной
экспедиции Эстонского флота. С 13 августа 1940 года в составе Краснознаменного
Балтийского флота. С 15 июля 1941 года – катер-тральщик "N 2". С 25 июля 1941
года – входил в состав 15-го дивизиона катеров-тральщиков "N 1501". Принимал
участие в обороне Таллина, участвовал в минных постановках. С сентября 1941 года
– "Вайндло". С 1944 года классифицировался как водолазный рейдовый бот "ВРД
–84". После Великой Отечественной войны оставался в составе плавучих средств
тыла Краснознаменного Балтийского флота.
"М9"
2 января 1915 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен
23 января 1915 года на Бьернеборгском судостроительном заводе в Финляндии
технической конторой И. Анучкина, достраивался технической конторой "Бюро-Вега",
вступил в строй 26 октября 1916 года. В период первой мировой войны входил в
состав 3-го дивизиона сторожевых судов. Осуществлял минные постановки в
Ирбенском проливе. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года
перешел на сторону Советской власти. 22 февраля 1918 года захвачен в Ревеле
(Таллин) германскими войсками и использовался ими в качестве вспомогательного
судна.
"М10"
23 ноября 1916 года зачислен в списки судов Балтийского флота,
заложен в декабре 1916 года на судоверфи акционерного общества "А. Альстрема" в
Варкаузе (Финляндия), вступил в строй в мае 1917 года. Достроен, но в состав
какого-либо соединения не входил. Разобран на
заводе-строителе.
"М11"
23 ноября 1916 года зачислен в списки судов Балтийского флота,
заложен в декабре 1916 года на судоверфи акционерного общества "А. Альстрема" в
Варкаузе (Финляндия), не достроен.
"М12"
23 ноября 1916 года зачислен в списки судов Балтийского флота,
заложен в декабре 1916 года на судоверфи акционерного общества "А. Альстрема" в
Варкаузе (Финляндия), не достроен.
"М13"
23 ноября 1916 года зачислен в списки судов Балтийского флота,
заложен в декабре 1916 года на судоверфи акционерного общества "А. Альстрема" в
Варкаузе (Финляндия), не достроен.
"Катер
N1"
(с 28.09.1914 года "А", с 04.1919 года – "Кчев")
В октябре 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
1911 году заложен в мастерских Севастопольского порта в Севастополе, вступил в
строй в июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав бригады
траления Черноморского флота. 29 декабря 1917 года перешел на сторону Советской
власти. 1 мая 1918 года был захвачен в Севастополе германскими войсками. В
ноябре 1918 года – белогвардейцами, в декабре 1918 года – англо-французскими
интервентами. С апреля 1919 года – в составе Морских сил Юга России. В ноябре
1920 года был уведен врангелевцами в Константинополь и продан там одной из
частных фирм как металлолом.
"Катер
N2"
(с 28.09.1914 года "Б", с 04.1919 года –
"Полтава")
В октябре 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
1911 году заложен в мастерских Севастопольского порта в Севастополе, вступил в
строй в июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав бригады
траления Черноморского флота. 29 декабря 1917 года перешел на сторону Советской
власти. 1 мая 1918 года был захвачен в Севастополе германскими войсками. В
ноябре 1918 года – белогвардейцами, в декабре 1918 года – англо-французскими
интервентами. С апреля 1919 года – в составе Морских сил Юга России. 14 ноября
1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя и захвачен частями
РККА. В декабре 1920 года включен в состав Морских сил Черного моря. С 22 января
1921 года "Тральщик N 1" (1 – 75мм/50; 1 – 47мм орудие). С августа 1921 года – в
Управлении безопасности кораблевождения, использовался в качестве
лоцмейстерского судна. В 1922 году был продан торговому флоту артели
"Черноморский каботаж". С 1926 года в распоряжении партии ЭПРОН и переименован в
"Осетин".
"Катер
N3"
(с 28.09.1914 года "В", с 04.1919 года –
"Чигирин")
В октябре 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
1911 году заложен в мастерских Севастопольского порта в Севастополе, вступил в
строй в июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав бригады
траления Черноморского флота. 29 декабря 1917 года перешел на сторону Советской
власти. 1 мая 1918 года был захвачен в Севастополе германскими войсками. В
ноябре 1918 года – белогвардейцами, в декабре 1918 года – англо-французскими
интервентами. С апреля 1919 года – в составе Морских сил Юга России ( 3-ий
дивизион вооруженных катеров). Дальнейшая судьба неизвестна.
"Катер
N4"
(с 28.09.1914 года "Е", с 04.1919 года – "Сечь")
В октябре 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
1911 году заложен в мастерских Севастопольского порта в Севастополе, вступил в
строй в июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав бригады
траления Черноморского флота. 29 декабря 1917 года перешел на сторону Советской
власти. 1 мая 1918 года был захвачен в Севастополе германскими войсками. В
ноябре 1918 года – белогвардейцами, в декабре 1918 года – англо-французскими
интервентами. С апреля 1919 года – в составе Морских сил Юга России. 14 ноября
1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя и захвачен частями
РККА. В декабре 1920 года включен в состав Морских сил Черного моря. С 22 января
1921 года "Тральщик N 5" (1 – 75мм/50; 1 – 47мм орудие). С августа 1921 года – в
Управлении безопасности кораблевождения, использовался в качестве
лоцмейстерского судна. С 1922 года – портовое средство в Севастопольском
порту.
"Катер
N5"
(с 28.09.1914 года "Д", с 04.1919 года – "Подпоручик", с 04.1920 года
– "Мичман Ковалевский")
В октябре 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
1911 году заложен в мастерских Севастопольского порта в Севастополе, вступил в
строй в июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав бригады
траления Черноморского флота. 29 декабря 1917 года перешел на сторону Советской
власти. 1 мая 1918 года был захвачен в Севастополе германскими войсками. В
ноябре 1918 года – белогвардейцами, в декабре 1918 года – англо-французскими
интервентами. С апреля 1919 года – в составе Морских сил Юга России. 14 ноября
1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя и захвачен частями
РККА. В декабре 1920 года включен в состав Морских сил Черного моря. С 22 января
1921 года "Тральщик N 2" (1 – 75мм/50; 1 – 47мм орудие). В марте 1922 года
затонул в Керчи из-за течи в корпусе.
|