Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности
 

Малые моторные заградители

Описание    


Балтийский флот

Первые 5 кораблей заказаны в 1910 году. Предназначались для подъема и постановки мин при обеспечении практических занятий в отрядах заградителей и партиях траления. В ходе боевых действий использовались в качестве прибрежных минных заградителей и катерных тральщиков. Первые и на редкость удачные минные катера специальной постройки. Вторая серия заказана в октябре 1914 году. Длина увеличена с целью устранить дифферент на корму и увеличить миноподъемность. Для Черного моря были заказаны 5 катеров, аналогичных катерам 1-ой серии. "М11", "М12" и "М13" не достроили и разобрали на стапеле.

Тактико-технические данные:

Водоизмещение - от 34 до 46 тонн
Длина – от 20.7 до 23.2 метра
Ширина – 5 метров
Осадка – от 1.1 до 1.2 метра
Силовая установка - 2 нефтяных двигателя суммарной мощностью 60 л.с., 2 винта
Скорость - от 7.8 до 8.5 узла
Дальность плавания - 360-650/420-690 миль (8-7/5 узловым ходом)
Вооружение - 1 7.62-мм пулемет, от 25 до 40 мин заграждения
Экипаж - 8 человек

Черноморский флот

Заказаны в рамках "большой" судостроительной программы 1910 года. Предназначались для подъема и постановок мин при обеспечении практических занятий в отрядах заградителей и партиях траления. Классифицировались как минные моторные катера. По их чертежам планировали построить один корабль для Дальнего Востока.

Тактико-технические данные:

Водоизмещение - 39 тонн
Длина – 20.1 метра
Ширина – 5.4 метра
Осадка – 0.9 метра
Силовая установка - 2 нефтяных двигателя суммарной мощностью 60 л.с., 2 винта
Скорость - 8 узлов
Дальность плавания - 675/710 миль (7.5/5 узловым ходом)
Вооружение - 1 7.62-мм пулемет, 25 мин заграждения
Экипаж - 16 человек

"М1"

23 сентября 1912 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен в декабре 1911 года на Охтинской судоверфи акционерного общества "В. Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге, достраивался на Ижорском заводе, вступил в строй и июне 1914 года. В период первой мировой войны осуществлял минные постановки в Ирбенском проливе, входил в состав минных заградителей. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. 12 апреля 1918 года был интернирован в Гельсингфорсе (Хельсинки) германским командование. 13 мая 1918 года захвачен финскими белогвардейцами и под наименованием "Т15" включен в состав морских сил буржуазной Финляндии.

"М2"

23 сентября 1912 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен в декабре 1911 года на Охтинской судоверфи акционерного общества "В. Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге, достраивался на Ижорском заводе, вступил в строй и июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав 3-го дивизиона сторожевых катеров. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. Из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Ревеле (Таллин). 22 февраля 1918 года захвачен германскими войсками и использован в качестве вспомогательного судна. 11 ноября 1918 года передан германским командованием буржуазной Эстонии. С 19 января 1919 года по 1927 год под литерой "М8" и названием "Калев", входил в состав тральной экспедиции Эстонского флота. С 1935 года по 1940 год под названием "Кери", входил в состав Эстонского флота. С 13 августа 1940 года – в составе Краснознаменного Балтийского флота. С 15 июля 1941 года – катер-тральщик "N 1". С 25 июля 1941 года состоял в 15-м дивизионе катеров – катерный тральщик "N 1502". Принимал участие а обороне Таллина, участвовал в минных постановках. Затоплен у входа в Минную гавань.

"М3"

23 сентября 1912 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен в декабре 1911 года на Охтинской судоверфи акционерного общества "В. Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге, достраивался на Ижорском заводе, вступил в строй и июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав 3-го дивизиона сторожевых кораблей. Участвовал в минных постановках в Ирбенском проливе, в февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. 22 февраля 1918 года был захвачен германскими войсками в Ревеле (Таллин) и использовался в качестве вспомогательного судна. 11 ноября 1918 года передан германским командованием буржуазной Эстонии. С 19 января 1919 года по 1927 год входил в состав тральной экспедиции Эстонского флота. В 1927 году продан частной фирме и до 1940 года использовался в качестве каботажного теплохода. С 13 августа 1940 года в составе Краснознаменного Балтийского флота. С 15 июля 1941 года – катер тральщик "N 3". Принимал участие в обороне Таллина. Затоплен у входа в Минную гавань.

"М4"

23 сентября 1912 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен в декабре 1911 года на Охтинской судоверфи акционерного общества "В. Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге, достраивался на Ижорском заводе, вступил в строй и июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав Шхерного отряда судов. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. 9 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах , оставлен в Або, где был интернирован германским командованием, 13 мая 1918 года захвачен финскими белогвардейцами. Входил в состав ВМС Финляндии как тральщик "Т 21".

"М5"

23 сентября 1912 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен в декабре 1911 года на Охтинской судоверфи акционерного общества "В. Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге, достраивался на Ижорском заводе, вступил в строй и июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав отряда заградителей. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. 9 апреля 1918 года был интернирован в Гельсингфорсе (Хельсинки) германским командованием. 24 апреля 1918 года захвачен финскими белогвардейцами. Входил в состав ВМС Финляндии как тральщик "Т 16".

"М6"

2 января 1915 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен 23 января 1915 года на Бьернеборгском судостроительном заводе в Финляндии технической конторой И. Анучкина, достраивался технической конторой "Бюро-Вега", вступил в строй 26 октября 1916 года. В период первой мировой войны входил в состав отряда заградителей. Участвовал в минных постановках в Ирбенском проливе, в февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. 9 апреля 1918 года был интернирован в Гельсингфорсе (Хельсинки) германским командованием. 24 апреля 1918 года захвачен финскими белогвардейцами. Входил в состав ВМС Финляндии как тральщик "Т 17".

"М7"

2 января 1915 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен 23 января 1915 года на Бьернеборгском судостроительном заводе в Финляндии технической конторой И. Анучкина, достраивался технической конторой "Бюро-Вега", вступил в строй 26 октября 1916 года. В период первой мировой войны входил в состав Шхерного отряда судов. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. 9 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах , оставлен в Або, где был интернирован германским командованием, 13 мая 1918 года захвачен финскими белогвардейцами. Входил в состав ВМС Финляндии как тральщик "Т 22".

"М8"

2 января 1915 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен 23 января 1915 года на Бьернеборгском судостроительном заводе в Финляндии технической конторой И. Анучкина, достраивался технической конторой "Бюро-Вега", вступил в строй 26 октября 1916 года. В период первой мировой войны входил в состав 3-го дивизиона сторожевых судов. Осуществлял минные постановки в Ирбенском проливе. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. Из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Ревеле (Таллин). 25 февраля 1918 года захвачен германскими войсками и использовался ими в качестве вспомогательного судна. 11 ноября 1918 года передан германским командованием буржуазной Эстонии. С 19 января 1919 года по 1940 год под литерой "М 10" и названиями "Олев" и "Вайндло" входил в состав тральной экспедиции Эстонского флота. С 13 августа 1940 года в составе Краснознаменного Балтийского флота. С 15 июля 1941 года – катер-тральщик "N 2". С 25 июля 1941 года – входил в состав 15-го дивизиона катеров-тральщиков "N 1501". Принимал участие в обороне Таллина, участвовал в минных постановках. С сентября 1941 года – "Вайндло". С 1944 года классифицировался как водолазный рейдовый бот "ВРД –84". После Великой Отечественной войны оставался в составе плавучих средств тыла Краснознаменного Балтийского флота.

"М9"

2 января 1915 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен 23 января 1915 года на Бьернеборгском судостроительном заводе в Финляндии технической конторой И. Анучкина, достраивался технической конторой "Бюро-Вега", вступил в строй 26 октября 1916 года. В период первой мировой войны входил в состав 3-го дивизиона сторожевых судов. Осуществлял минные постановки в Ирбенском проливе. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. 22 февраля 1918 года захвачен в Ревеле (Таллин) германскими войсками и использовался ими в качестве вспомогательного судна.

"М10"

23 ноября 1916 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен в декабре 1916 года на судоверфи акционерного общества "А. Альстрема" в Варкаузе (Финляндия), вступил в строй в мае 1917 года. Достроен, но в состав какого-либо соединения не входил. Разобран на заводе-строителе.

"М11"

23 ноября 1916 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен в декабре 1916 года на судоверфи акционерного общества "А. Альстрема" в Варкаузе (Финляндия), не достроен.

"М12"

23 ноября 1916 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен в декабре 1916 года на судоверфи акционерного общества "А. Альстрема" в Варкаузе (Финляндия), не достроен.

"М13"

23 ноября 1916 года зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен в декабре 1916 года на судоверфи акционерного общества "А. Альстрема" в Варкаузе (Финляндия), не достроен.

"Катер N1"

(с 28.09.1914 года "А", с 04.1919 года – "Кчев")

В октябре 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в 1911 году заложен в мастерских Севастопольского порта в Севастополе, вступил в строй в июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав бригады траления Черноморского флота. 29 декабря 1917 года перешел на сторону Советской власти. 1 мая 1918 года был захвачен в Севастополе германскими войсками. В ноябре 1918 года – белогвардейцами, в декабре 1918 года – англо-французскими интервентами. С апреля 1919 года – в составе Морских сил Юга России. В ноябре 1920 года был уведен врангелевцами в Константинополь и продан там одной из частных фирм как металлолом.

"Катер N2"

(с 28.09.1914 года "Б", с 04.1919 года – "Полтава")

В октябре 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в 1911 году заложен в мастерских Севастопольского порта в Севастополе, вступил в строй в июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав бригады траления Черноморского флота. 29 декабря 1917 года перешел на сторону Советской власти. 1 мая 1918 года был захвачен в Севастополе германскими войсками. В ноябре 1918 года – белогвардейцами, в декабре 1918 года – англо-французскими интервентами. С апреля 1919 года – в составе Морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя и захвачен частями РККА. В декабре 1920 года включен в состав Морских сил Черного моря. С 22 января 1921 года "Тральщик N 1" (1 – 75мм/50; 1 – 47мм орудие). С августа 1921 года – в Управлении безопасности кораблевождения, использовался в качестве лоцмейстерского судна. В 1922 году был продан торговому флоту артели "Черноморский каботаж". С 1926 года в распоряжении партии ЭПРОН и переименован в "Осетин".

"Катер N3"

(с 28.09.1914 года "В", с 04.1919 года – "Чигирин")

В октябре 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в 1911 году заложен в мастерских Севастопольского порта в Севастополе, вступил в строй в июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав бригады траления Черноморского флота. 29 декабря 1917 года перешел на сторону Советской власти. 1 мая 1918 года был захвачен в Севастополе германскими войсками. В ноябре 1918 года – белогвардейцами, в декабре 1918 года – англо-французскими интервентами. С апреля 1919 года – в составе Морских сил Юга России ( 3-ий дивизион вооруженных катеров). Дальнейшая судьба неизвестна.

"Катер N4"

(с 28.09.1914 года "Е", с 04.1919 года – "Сечь")

В октябре 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в 1911 году заложен в мастерских Севастопольского порта в Севастополе, вступил в строй в июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав бригады траления Черноморского флота. 29 декабря 1917 года перешел на сторону Советской власти. 1 мая 1918 года был захвачен в Севастополе германскими войсками. В ноябре 1918 года – белогвардейцами, в декабре 1918 года – англо-французскими интервентами. С апреля 1919 года – в составе Морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя и захвачен частями РККА. В декабре 1920 года включен в состав Морских сил Черного моря. С 22 января 1921 года "Тральщик N 5" (1 – 75мм/50; 1 – 47мм орудие). С августа 1921 года – в Управлении безопасности кораблевождения, использовался в качестве лоцмейстерского судна. С 1922 года – портовое средство в Севастопольском порту.

"Катер N5"

(с 28.09.1914 года "Д", с 04.1919 года – "Подпоручик", с 04.1920 года – "Мичман Ковалевский")

В октябре 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в 1911 году заложен в мастерских Севастопольского порта в Севастополе, вступил в строй в июне 1914 года. В период первой мировой войны входил в состав бригады траления Черноморского флота. 29 декабря 1917 года перешел на сторону Советской власти. 1 мая 1918 года был захвачен в Севастополе германскими войсками. В ноябре 1918 года – белогвардейцами, в декабре 1918 года – англо-французскими интервентами. С апреля 1919 года – в составе Морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя и захвачен частями РККА. В декабре 1920 года включен в состав Морских сил Черного моря. С 22 января 1921 года "Тральщик N 2" (1 – 75мм/50; 1 – 47мм орудие). В марте 1922 года затонул в Керчи из-за течи в корпусе.

 
   
Реклама: