Заказаны в рамках военной программы 1915 года. К февралю1918
года в постройке находилось 22 корабля данного типа. 4 недостроенных тральщика
с Русско-Балтийского завода передали заводу "Нижегородский теплоход". В
1920 году их разобрали на металл. Из 10 недостроенных кораблей Путиловского
завода, 6 разобрали на стапеле, а 4 предполагалось переоборудовать в гидрографические
суда для экспедиции Б.А. Вельницкого, но к 1920 году их сдали на слом.
8 тральщиков Металлического завода (Петроград) разобрали на стапелях. Наиболее
удачные тральщики специальной постройки и первые в русском флоте, на которых
имелось нефтяное отопление котлов. Проект разработан кораблестроительным
отделом Главного управления кораблестроения на базе тральщика "Минреп".
"Ударник"
(с 25.07.1941 года – "ТЩ N 53", с 07.09.1941 года – "ТЩ
N 57")
В марте 1916 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, в феврале1916 года заложен на Путиловской судоверфи в Санкт-Петербурге,
спущен на воду 5 августа 1916 года, достраивался в Гельсингфорсе (Хельсинки),
вступил в строй 27 июля 1917 года. Входил в состав дивизии траления, осуществлял
боевое траление в районе Моонзундского архипелага и в Ирбенском проливе.
7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. В апреле 1918 года
совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Участвовал в
советско-финляндской и Великой Отечественной войнах. 2 октября 1942 года
погиб на Сескарском плесе от подрыва на мине. "Защитник" В марте 1916 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, в феврале1916 года заложен на Путиловской судоверфи в Санкт-Петербурге,
спущен на воду 5 августа 1916 года, достраивался в Гельсингфорсе (Хельсинки),
вступил в строй 27 июля 1917 года. Входил в состав дивизии траления, осуществлял
боевое траление в районе Моонзундского архипелага и в Ирбенском проливе.
7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. 20 апреля 1918
года был захвачен в Гельсингфорсе (Хельсинки) финскими белогвардейцами
и под литерой "Т-2" включен в состав флота буржуазной Финляндии. 24 апреля
1941 года был потоплен в водах Финского залива советской авиацией.
"Клюз"(с 25.07.1941 года – "ТЩ N 54", с 07.09.1941 года – "ТЩ N
56")
В марте 1916 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, в январе1916 года заложен на судоверфи Русско-Балтийского завода
в Ревеле (Таллин), спущен на воду в 1916 году, достраивался в Гельсингфорсе
(Хельсинки), вступил в строй 2 декабря 1917 года. С 11 по 16 апреля 1918
года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Участвовал
в гражданской войне (боевое траление на Балтике и Ладожском озере). С 29
июля 1936 года по 12 ноября 1938 года находился в оперативном подчинении
гидрографического управления Краснознаменного Балтийского флота. Прошел
капитальный ремонт в 1937 году. Участвовал в советско-финляндской и Великой
Отечественной войнах. 25 ноября 1941 года погиб в Финском заливе от подрыва
на мине при эвакуации гарнизона полуострова Ханко в Кронштадт.
"Фортрал"
В марте 1916 года зачислен в списки судов Балтийского флота,
в январе1916 года заложен на судоверфи Русско-Балтийского завода в Ревеле
(Таллин), спущен на воду в 1916 году, достраивался в Гельсингфорсе (Хельсинки),
вступил в строй в январе 1918 года. 20 апреля 1918 года был захвачен в
Гельсингфорсе (Хельсинки) финскими белогвардейцами и под литерой "Т-1"
включен в состав флота буржуазной Финляндии. В 1944 году переоборудован
в плавучую самоходную базу. Дальнейшая судьба неизвестна.
|