Заказаны в рамках судостроительной программы на 1882-1902 гг.
Строились наряду со "стотонными" миноносцами, заказанными в Англии и Франции.
Контракт с фирмой "Шихау" предусматривал постройку 3-х миноносцев для
Балтийского моря и 6-ти – для Черного моря. Важным достоинством данных
миноносцев, по сравнению со "стотонными" миноносцами, одновременно заказанными в
Англии и Франции, являлось наличие паровой машины тройного расширения.
Отличались надежностью механизмов и прочностью корпуса. Черноморские миноносцы
доставлялись в Николаев на буксире колесных пароходов по Днепро-Бугской водной
системе (с демонтированными гребными винтами и вооружением). Миноносцы
Балтийского моря "N 109" (бывший "Виндава") и "N 110" (бывший "Либава") 6 января
1910 года были исключены из списков судов Балтийского флота и сданы на слом.
Миноносцы Черного моря "N 265" (бывший "Чардак") и "N 264" (бывший "Рени") 1
апреля 1911 года вывели из состава флота и сдали Севастопольскому военному порту
на долговременное хранение. 17 апреля 1911 года их исключили из списков флота и
сдали на слом. Торпедное вооружение на балтийских миноносцах было демонтировано
в 1909 году, на черноморских – в 1907 году.
"Илим"
(до 01.08.1886 года – "N 8", до 20.04.1895 года – "Або", до 6.01.1910
года – "N 108")
Длина - 38,6 м |
Ширина - 4,8 м |
Осадка - 2,05 м |
Водоизмещение - стандартное - 88,7 т |
Механизмы - 1 вертикальная
паровая машина тройного расширения - 1000 инд.л.с. (сумм. контр.) ; 1 огнетрубный котел системы
Schichau (12 кгс/см2) фирмы "Schichau" |
Скорость
хода - наибольшая - 22,6 узла, экономическая - 10 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 11 тонн ; усиленный
- 18 тонн |
Дальность
плавания - 1000 миль при 10 узлах |
Вооружение - 2 - 37мм ; 1 -7,62мм пулемет ; 1 - 40 см
прожектор ; торпедное вооружение демонтировано в 1909 году |
Экипаж - 1 офицер, 1 кондуктор, 17 нижних чинов |
14 марта 1886 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в 1885
году заложен на судоверфи фирмы "Шихау" в Эльбинге (Германия), спущен на воду в
июле 1886 года, вступил в строй в августе 1886 года. Входил в состав
практической эскадры Балтийского моря. 25 октября 1909 года был разоружен, сдан
в Кронштадтский военный порт на хранение и исключен из боевого состава. 6 января
1910 года был законсервирован. 20 мая 1915 года был расконсервирован,
переклассифицирован в посыльное судно и передан в распоряжение минной дивизии
Балтийского флота. В период первой мировой войны нес посыльную службу и
обеспечивал действия легких сил флота. Участвовал в февральской революции. 7
ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 октября 1918 года
убыл по Мариинской водной системе из Петрограда на Волгу и 1 ноября 1918 года,
по прибытии в Нижний Новгород, в качестве вооруженного парохода вошел в состав
Волжской военной флотилии. 7 февраля 1919 года переклассифицирован в канонерскую
лодку. 1 мая 1919 года затонул после столкновения с канонерской лодкой
"Пронзительный". 3 июня 1919 года был поднят и в июле 1919 года, после заделки
пробоины, вновь введен в строй. 31 июля 1919 года вошел в состав
Волжско-Каспийской военной флотилии. 30 ноября 1919 года переведен в Онежскую
военную флотилию и переклассифицирован в посыльное судно. В 1920 году возвращен
в состав Балтийского флота. В 1920-1922 гг. использовался в качестве тральщика.
21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря, а с 24 октября
1922 года по 14 февраля 1923 года в качестве сторожевого судна находился в
распоряжении Финско-Ладожской флотилии Морской пограничной охраны Особого
государственного политического управления (МПО ОГПУ), после чего был вновь сдан
в порт на хранение. 26 февраля 1925 года передан "Комгосфондов" для реализации и
21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.
"N
266"
(до 14.03.1886 года – "N 11", до 01.08.1886 года –
"Ялта")
Длина - 38,6 м |
Ширина - 4,8 м |
Осадка - 2,05 м |
Водоизмещение - стандартное - 88,7 т |
Механизмы - 1 вертикальная
паровая машина тройного расширения - 900 - 1000 инд.л.с. (сумм. контр.) ; 1 огнетрубный котел фирмы
Schichau (12 кгс/см2) |
Скорость
хода - наибольшая - 21,63 узла, экономическая - 10 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 11 тонн ; усиленный
- 18 тонн |
Дальность
плавания - 1000 миль при 10 узлах |
Вооружение - 2 - 37мм ; 1 -7,62мм пулемет ; 1 - 40 см
прожектор ; торпедное вооружение демонтировано в 1907 году |
Экипаж - 1 офицер, 1 кондуктор, 17 нижних чинов : с 1915 : 1 офицер, 15 нижних
чинов |
14 марта 1886 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
1885 году заложен на судоверфи фирмы "Шихау" в Эльбинге (Германия), спущен на
воду 5 марта 1886 года, вступил в строй в декабре 1886 года. Входил в состав
Практической эскадры Черного моря. 1 апреля 1911 года был разоружен и сдан
Севастопольскому военному порту на хранение, 17 апреля 1911 года исключен из
списков флота. 19 декабря 1917 года вошел в резерв Красного Черноморского флота.
1 мая 1918 года захвачен в Севастополе германскими войсками, а 24 ноября 1918
года англо-французскими интервентами. В период с 22 по 24 апреля 1919 года, по
приказу английского командования, был полностью выведен из строя. 29 апреля 1919
года освобожден частями советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года
захвачен белогвардейцами. После освобождения Севастополя частями РККА в строй не
вводился. В 1924 году сдан "Комгосфондов" для разборки и 21 ноября 1925 года
исключен из списков судов РККФ.
"N
263"
(до 14.03.1886 года – "N 12", до 01.08.1886 года –
"Новороссийск")
Длина - 38,6 м |
Ширина - 4,8 м |
Осадка - 2,05 м |
Водоизмещение - стандартное - 88,7 т |
Механизмы - 1 вертикальная
паровая машина тройного расширения - 900 - 1000 инд.л.с. (сумм. контр.) ; 1 огнетрубный котел фирмы
Schichau (12 кгс/см2) |
Скорость
хода - наибольшая - не менее 19 узлов, экономическая - 10 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 11 тонн ; усиленный
- 18 тонн |
Дальность
плавания - 1000 миль при 10 узлах |
Вооружение - 2 - 37мм ; 1 -7,62мм пулемет ; 1 - 40 см
прожектор ; торпедное вооружение демонтировано в 1907 году |
Экипаж - 1 офицер, 1 кондуктор, 17 нижних чинов : с 1915 : 1 офицер, 15 нижних
чинов |
14 марта 1886 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
1885 году заложен на судоверфи фирмы "Шихау" в Эльбинге (Германия), спущен на
воду 24 февраля 1886 года, вступил в строй в декабре 1886 года. Входил в состав
Практической эскадры Черного моря. 1 апреля 1911 года был разоружен и сдан
Севастопольскому военному порту на хранение, 17 апреля 1911 года исключен из
списков флота. 19 декабря 1917 года вошел в резерв Красного Черноморского флота.
1 мая 1918 года захвачен в Севастополе германскими войсками, а 24 ноября 1918
года англо-французскими интервентами. В период с 22 по 24 апреля 1919 года, по
приказу английского командования, был полностью выведен из строя. 29 апреля 1919
года освобожден частями советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года
захвачен белогвардейцами. После освобождения Севастополя частями РККА в строй не
вводился. В 1924 году сдан "Комгосфондов" для разборки и 21 ноября 1925 года
исключен из списков судов РККФ.
"N
261"
(до 14.03.1886 года – "N 14", до 01.08.1886 года – "Кодор", с 21.09.1914 года – "Санитар")
Длина - 38,6 м |
Ширина - 4,8 м |
Осадка - 2,05 м |
Водоизмещение - стандартное - 88,7 т |
Механизмы - 1 вертикальная
паровая машина тройного расширения - 900 - 1000 инд.л.с. (сумм. контр.) ; 1 огнетрубный котел фирмы
Schichau (12 кгс/см2) |
Скорость
хода - наибольшая - 22,24 узла, экономическая - 10 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 11 тонн ; усиленный
- 18 тонн |
Дальность
плавания - 1000 миль при 10 узлах |
Вооружение - 2 - 37мм ; 1 -7,62мм пулемет ; 1 - 40 см
прожектор ; торпедное вооружение демонтировано в 1907 году |
Экипаж - 1 офицер, 1 кондуктор, 17 нижних чинов : с 1915 : 1 офицер, 15 нижних
чинов |
14 марта 1886 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
1885 году заложен на судоверфи фирмы "Шихау" в Эльбинге (Германия), спущен на
воду 12 марта 1886 года, вступил в строй в декабре 1886 года. Входил в состав
Практической эскадры Черного моря. 1 апреля 1911 года был разоружен и сдан
Севастопольскому военному порту на долговременное хранение и 17 апреля 1911 года
исключен из списков флота. 21 сентября 1914 года расконсервирован, перестроен в
дезинфекционную баржу и зачислен в состав плавучих средств Черноморского флота.
В период первой мировой войны использовался для обеспечения действий сил
флота.19 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. 1 мая
1918 года захвачен в Севастополе германскими войсками, а 24 ноября 1918 года
англо-французскими интервентами. 29 апреля 1919 года освобожден частями
советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами и
включен в резерв морских сил Юга России. После освобождения Севастополя частями
РККА в строй не вводился. В 1922-1923 гг. сдан "Комгосфондов" для разборки и 21
ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.
"N
262"
(до 14.03.1886 года – "N 15", до 01.08.1886 года –
"Килия")
Длина - 38,6 м |
Ширина - 4,8 м |
Осадка - 2,05 м |
Водоизмещение - стандартное - 88,7 т |
Механизмы - 1 вертикальная
паровая машина тройного расширения - 900 - 1000 инд.л.с. (сумм. контр.) ; 1 огнетрубный котел фирмы
Schichau (12 кгс/см2) |
Скорость
хода - наибольшая - 20,25 узла, экономическая - 10 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 11 тонн ; усиленный
- 18 тонн |
Дальность
плавания - 1000 миль при 10 узлах |
Вооружение - 2 - 37мм ; 1 -7,62мм пулемет ; 1 - 40 см
прожектор ; торпедное вооружение демонтировано в 1907 году |
Экипаж - 1 офицер, 1 кондуктор, 17 нижних чинов : с 1915 : 1 офицер, 15 нижних
чинов |
14 марта 1886 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
1885 году заложен на судоверфи фирмы "Шихау" в Эльбинге (Германия), спущен на
воду 23 марта 1886 года, вступил в строй в декабре 1886 года. Входил в состав
Практической эскадры Черного моря. 1 апреля 1911 года был разоружен и сдан
Севастопольскому военному порту на хранение, 17 апреля 1911 года исключен из
списков флота. 19 декабря 1917 года вошел в резерв Красного Черноморского флота.
1 мая 1918 года захвачен в Севастополе германскими войсками, а 24 ноября 1918
года англо-французскими интервентами. В период с 22 по 24 апреля 1919 года, по
приказу английского командования, был полностью выведен из строя. 29 апреля 1919
года освобожден частями советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года
захвачен белогвардейцами. После освобождения Севастополя частями РККА в строй не
вводился. В 1924 году сдан "Комгосфондов" для разборки и 21 ноября 1925 года
исключен из списков судов РККФ.
|