(БФ)
Заказан в рамках судостроительной программы
на 1895-1902 гг. как минный крейсер. Проект разработан специалистами фирмы
“В. Крейтон и Ко”, на основе опыта эксплуатации минных крейсеров класса
“Казарский”, у которых была выявлена плохая управляемость, особенно на
средних ходах. В отличии от прототипа, был 2-х винтовым, имел 4 паровых
котла в 2-х котельных отделениях и 2 паровые машины. Был изменен состав
артиллерийского вооружения. В июне 1897 года Невский завод добивался заказа
на 2 однотипных корабля, однако предпочтение было отдано эсминцам класса
“Сокол”. В 1908 году были сняты все торпедные аппараты.
Длина - 65,7
метра |
Ширина - 7,62
метра |
Осадка - 3,35
метра |
Водоизмещение - стандартное - 535 т. |
Механизмы - 2 вертикальные паровые
машины тройного расширения,-5250 инд л.с. (сумм. контр.) ; - 4506 инд. л.
с. (Пр. И.); 4 водотрубных котла системы Normand (14 кГ/см2) в 2 котельных
отделениях фирмы "В. Крейтон и Ко"; 1 пародинамомашина в 8 кВт. |
Скорость
хода - максимальная - 21 узел, экономическая - 12,4 узла |
Запас топлива, уголь - нормальный - 90 т, усиленный - 110 т |
Дальность
плавания - 1090 миль при 19,3 узлах : - 2000 миль
при 12,4 узлах. |
Вооружение - 2 - 75мм/50 ; 2 - 7,76мм пулемета ; 1 прожектор - 60 см |
Броня - боевая рубка – 10 мм |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт, дальность - 75 миль |
Зачислен 7 марта 1896, заложен 5 июля 1895 на судоверфи фирмы “В. Крейтон и Ко” в Або (Турку,
Финляндия), спущен 11 мая 1896, вступил в строй 23 сентября 1897. Входил в состав практической эскадры Балтийского моря. С 19
сентября 1899 года совершил поход вокруг Европы. С октября 1899 года –
в составе Средиземноморской эскадры. 2 августа 1906 года в бухте Папон-Вийк
попытался присоединиться к восстанию на учебном крейсере “Память Азова”,
но был посажен офицерами на прибрежную отмель. 10 октября 1907 года, после
упразднения класса минных крейсеров, переклассифицирован в посыльное судно
и был несколько переоборудован (улучшены условия для экипажа и снято все
вооружение). 23 декабря 1907 года передан отдельному корпусу пограничной
стражи и 21 октября 1908 года исключен из состава Балтийского флота. Снова
вооружен в марте 1909 года. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов
в 1915 году. В период первой мировой войны использовался для посыльной,
сторожевой и брандвахтенной службы в охране водного района морской крепости
императора Петра Великого в Ревеле (Таллин, Эстония). Участвовал в февральской
революции. 7 ноября 1917 года, находясь у причалов Петроградского морского
торгового порта, перешел в подчинение Временного революционного комитета
Петрограда и выполнял его приказания в ходе Октябрьского вооруженного восстания.
С мая 1918 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении, а
22 августа 1918 года переклассифицирован в гидрографическое судно и передан
в распоряжение Управления по безопасности кораблевождения Балтийского моря.
Прошел капитальный ремонт в 1921 году. 11 июня 1921 года вновь сдан в порт
на хранение. 19 апреля 1926 года расконсервирован и возвращен в состав
Морских сил Балтийского моря и 11 января 1935 года – в состав Краснознаменного
Балтийского флота. В годы советско-финляндской и Великой Отечественной
войн обеспечивал базирование и боевую деятельность кораблей флота. 15 марта
1943 года был законсервирован. 28 июля 1944 года сдан в Отдел фондового
имущества для реализации и исключен из списков флота. Использовался во
вспомогательных целях до середины 1947 года. В 1948 году разобран на металл. |