Заказаны в рамках судостроительной программы на 1882-1902 гг.
Предназначались для действий в шхерных и мелководных районах. Проект разработан
М.Н. Беклемишевым на основе чертежей миноносцев
класса "Або"
и сравнительных испытаний миноносцев "Лахта", "Котлин" и "Выборг". Первоначально
Морское ведомство планировало построить 2 миноносца с нефтяным отоплением и 4 с
угольным. Однако всего было построено 8 кораблей – "Экенес", "Борго", "Биэркэ",
"Роченеальм", "Гапсаль" и "Моонзунд" – для Балтийского моря,
"Анапа"
и "Ай-Тодор"
– для Черного моря. Все они имели угольное отопление и незначительно, кроме
первых двух, различались между собой. Обладали плохими мореходными качествами и
низкой надежностью механизмов. К началу боевых действий первой мировой войны все
Балтийские миноносцы были сданы на хранение в порт и в большинстве разобраны.
Торпедные аппараты были демонтированы в 1909 году.
"N
252"
(до 20.04.1895 года – "Анапа", с 15.07.1915 года – "Учебный",с
12.10.1916 года – "Посыльное судно N 1")
22 ноября 1890 года зачислен в списки судов Черноморского флота,
построен в 1890 году на судоверфи завода товарищества Беллино-Фендерих в Одессе,
спущен на воду в 1891 году, вступил в строй в октябре 1891 года. Входил в состав
практической эскадры Черного моря. В 1909 году сдан в порт на долговременное
хранение. В 1914 году вновь введен встрой. 15 июля 1915 года переклассифицирован
в посыльное судно. В период первой мировой войны, использовался для обеспечения
действий легких сил флота, нес посыльную и брандвахтенную службы. 29 декабря
1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года
находился в Севастопольском военном порту на хранении. 1 мая 1918 года захвачен
германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами. В
период с 22 по 24 апреля 1919 года по приказу английского командования, был
полностью выведен из строя. 29 апреля 1919 года освобожден частями советского
Украинского фронта, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После
освобождения Севастополя частями РККА, встрой не вводился. 4 апреля 1924 года
сдан "Комгосфондов" для разборки и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов
РККФ.
"N
253"
(до 20.04.1895 года – "Ай-Тодор", с 15.07.1915 года – "Подводник", с
12.10.1916 года – "Посыльное судно N 3")
22 ноября 1890 года зачислен в списки судов Черноморского флота,
построен в 1890 году на судоверфи завода товарищества Беллино-Фендерих в Одессе,
спущен на воду в 1891 году, вступил в строй в октябре 1891 года. Входил в состав
практической эскадры Черного моря. В 1909 году сдан в порт на долговременное
хранение. В 1914 году вновь введен встрой. 15 июля 1915 года переклассифицирован
в посыльное судно. В период первой мировой войны, использовался для обеспечения
базирования и боевой деятельности подводных лодок, нес посыльную и
брандвахтенную службы. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного
Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту
на хранении. 1 мая 1918 года захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918
года – англо-французскими интервентами. В период с 22 по 24 апреля 1919 года по
приказу английского командования, был полностью выведен из строя. 29 апреля 1919
года освобожден частями советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года
захвачен белогвардейцами. После освобождения Севастополя частями РККА, встрой не
вводился. В апреле 1924 года сдан "Комгосфондов" для разборки и 21 ноября 1925
года исключен из списков судов РККФ.
|