Заказаны в рамках судостроительной программы на 1890-1895 гг. как
минные крейсера. Предназначались для торпедных атак, охраны эскадры от вражеских
миноносцев, а так же для разведывательной и посыльной службы. Строились по
чертежам минного крейсера "Казарский". Изменения в проекте касались усиления
шпилевой машины и повышения надежности паровых динамо-машин. Кроме того, были
смонтированы устройства для постановки мин и оставлены лишь 2 торпедных
аппарата. По чертежам балтийских минных крейсеров, заводом фирмы "В. Крейтон и
Ко" в Або (Турку, Финляндия) были построены для Тихого океана еще 2 корабля
("Всадник" и "Гайдамак"), которые отличались от прототипа увеличенным развалом
верхних обводов носовых шпангоутов, "крытым баком", являвшимся по существу
полубаком, измененным кожухом дымовой трубы и целым рядом переделок, улучшавших
условия эксплуатации и боевого использования. Впоследствии аналогичные изменения
были внесены и в конструкцию балтийских минных крейсеров. В 1910 году были сняты
все торпедные аппараты.
"Посадник"
Длина - 60,2 м |
Ширина - 7,39 м |
Осадка - 3,3 м |
Водоизмещение - стандартное - 415 т |
Механизмы - 1 вертикальная паровая
машина тройного расширения, - 3300 инд л.с. (сумм. контр.) ; 3600 инд. л.
с. (Пр. И.); 2 огнетрубных котла в 1 котельном отделении системы фирмы "Schichau" |
Скорость
хода - максимальная - 22,12 узла (18 узлов в 1912), экономическая - 10 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 80 т, усиленный -85 т |
Дальность
плавания - 700 миль при 18 узлах ; 1640 миль при 10 узлах |
Вооружение - на 1909 год: 2 - 57мм/40, 4 - 47мм и 3 - 37-мм орудия
; с 1910 года: 2 - 57мм/40 и 2 - 57мм/48
орудия, 2 - 7,62-мм пулемета ; с 1911 года : 1 - 102мм/60, 1 - 75мм/50 и 1 - 57мм/48 орудие, 2 - 7,62-мм пулемета ; с 1917
года : 2 - 102мм/60 орудия, 2 - 7,62-мм пулемета ; торпедное вооружение демонтировано в 1910 |
Экипаж - 3 офицера, 2 кондуктора, 52 нижних чина |
19 декабря 1891 года зачислен в списки судов Балтийского флота, 21
августа 1891 году заложен на судоверфи фирмы "Шихау" в Эльбинге (Германия),
спущен на воду 13 апреля 1892 года, вступил в строй 17 июня 1892 года. 10
октября 1907 года переклассифицирован в посыльное судно. С 1911 года по 1914 год
использовался в качестве учебного корабля. В период первой мировой войны нес
сторожевую, конвойную и посыльную службы, использовался в качестве сторожевого
корабля и посыльного судна. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917
года вошел в состав Красного Балтийского флота, но в апреле 1918 года был
захвачен в Бьернеборге (Пори) вооруженными формированиями буржуазной Финляндии и
под наименованием "Класхорн" введен в состав ее ВМС. В 1922 году, по Юрьевскому
мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был
продан Финляндии как металлолом. В качестве сторожевого корабля, канонерской
лодки и минного заградителя продолжал оставаться в строю финских ВМС до 1957
года, после чего был перестроен в плавучий ресторан и отель, а в 1964 году
продан на слом.
"Воевода"
Длина - 60,2 м |
Ширина - 7,39 м |
Осадка - 3,3 м |
Водоизмещение - стандартное - 415 т |
Механизмы - 1 вертикальная паровая
машина тройного расширения, - 3300 инд л.с. (сумм. контр.) ; 3538 инд. л.
с. (Пр. И.); 2 огнетрубных котла в 1 котельном отделении системы фирмы "Schichau" |
Скорость
хода - максимальная - 22,29 узла, экономическая - 10,32 узла |
Запас топлива, уголь - нормальный - 80 т, усиленный -85 т |
Дальность
плавания - 570 миль при 17,5 узлах ; 2800 миль при 10 узлах |
Вооружение - на 1909 год: 2х1 57/40,
4х1 47-мм и 3х1 37-мм орудия ; с 1910 года: 2х1 57/40 и 2х1 57/48 мм
орудия, 2х1 7,62-мм пулемета ; торпедное вооружение демонтировано в 1910 |
Экипаж - 3 офицера, 2 кондуктора, 52 нижних чина |
19 декабря 1891 года зачислен в списки судов Балтийского флота, 2
июля 1891 году заложен на судоверфи фирмы "Шихау" в Эльбинге (Германия), спущен
на воду 8 декабря 1891 года, вступил в строй 17 июня 1892 года. Выполнял роль
корабля, имевшего образцовую маскировочную окраску. Кроме того, на нем
отрабатывались способы ускоренного подъема паров. Зимой 1895-1896 гг. на
Кронштадтском пароходном заводе был оборудован крытый полубак и увеличены
размеры боевой рубки и ходового мостика. В 1903-1904 гг. там же заменили
водогрейные трубки котлов и перебрали механизмы. В октябре 1906 года был
переведен в Либаву (Лиепая, Латвия), где обеспечивал боевую подготовку
соединения подводных лодок. В 1907 году был переведен в класс учебных судов, а
10 октября 1907 года – переклассифицирован в посыльное судно. 2 августа 1906
года в бухте Папон-Вийк попытался присоединиться к восстанию на учебном крейсере
"Память Азова", но был посажен офицерами на прибрежную отмель. В период первой
мировой войны нес сторожевую, конвойную и посыльную службы, использовался в
качестве сторожевого корабля и посыльного судна. Участвовал в февральской
революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота, но в
апреле 1918 года был захвачен в Бьернеборге (Пори) вооруженными формированиями
буржуазной Финляндии и под наименованием "Матти Курки" введен в состав ее ВМС. В
1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как
окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом. В качестве
сторожевого корабля, канонерской лодки и минного заградителя продолжал
оставаться в строю финских ВМС до 1940 года. |