("Котка" до 8 апреля 1895 "№256" с 2 июля 1915 "Летчик" с 29 сентября 1916 "Посыльное судно №4")
(ЧФ)
Заказан
в рамках судостроительной программы на 1890 - 1895гг. При разработке проекта за основу был
взят 19 узловой миноносец "Ревель".
В отличии от прототипа имел боевую рубку увеличенных размеров,
машину тройного расширения и вместо 2
недвижных носовых торпедных аппаратов - палубный торпедных аппарат
. Всего было построено 4 однотипных
корабля.
Длина - 46,8
метра |
Ширина - 3,9
метра |
Осадка - 2,44
метра |
Водоизмещение - стандартное - 103 т. |
Механизмы - 1
вертикальная паровая машина 3-го расш.- 1000 инд.
л.с. (контр.); огнетрубный котел (12,6 кГс/см2) системы Schichau - завода Крейтона. |
Скорость
хода - максимальная - 19 узлов, экономическая - 8 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 9 т, усиленный - 28 т |
Дальность
плавания - 200 миль при 19 узлах ; - 1500 миль
при 8
узлах |
Вооружение - 2-37мм ; 1
-7,62мм пулемет ; 1
прожектор - 40 см.с
1915 г : 2-47мм ; 2-37мм
Гочкиса ; 2 -
7.62мм пулемета; |
Радиотелеграф - 1
станция мощностью 0,5 кВт, дальность - 75 миль |
Экипаж - 1
офицер / 2 кондуктора / 17 нижних чинов |
Зачислен 18 мая 1891, заложен в 1891 на заводе Крейтона Або,
Финляндия, вступил в строй 25 марта 1895. В августе 1894 г был отправлен на Дальний Восток. Из-за поломки котла
оставлен в эскадре Средиземного моря и затем перешел на Черное море. Капитальный ремонт корпуса
в 1908 г с заменой котлов и перевооружением. С 1909 г. в
резервном дивизионе М Черного моря. С сентября 1914
г классифицировался как ПС, был приписан к воздушному району службы Связи
Черного моря . В период 1-ой
MB сопровождал гидросамолеты, вылетавшие на
разведку и несохранную службу.
24 ноября 1914 г подобрал в море и привел в базу гидросамолет "М-15"
сбитый КР "Bresiau" . Конвоировал боевые корабли и ТР, использовался для
посыльной и брандвахтенной служб. 16 декабря 1917 г вошел в состав советского ЧФ. С марта 1918 г находился в Севастопольском военном порту на долговременном
хранении, 1 мая 1918 г был захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 г -
англо-французскими интервентами.
3 апреля 1919 г убыл из Севастополя в Новороссийск и 3 мая 1919 г вошел в состав морских сил Юга
России. 14 ноября 1920 г оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя. На следующий
день был захвачен частями РККА и в декабре 1920 г включен в состав МСЧМ. Капитальный ремонт с декабря 1920 г по 17 апреля 1921 г
. 2 февраля 1922 г законсервирован и сдан к ГВП МСЧМ на хранение и 1 марта 1922
был исключен из списков судов
МСЧМ. В 1924 г передан Комгосфондов для разборки. |