Заказаны в рамках судостроительной программы на 1890-1895 гг. как
миноносцы класса "Даго". При разработке проекта за основу был взят 19 узловой
миноносец "Ревель". В отличии от прототипа имели боевую рубку увеличенных
размеров, машину тройного расширения (вместо машины компаунд), а вместо 2-х
неподвижных носовых торпедных аппаратов – 1х2 палубный торпедный аппарат. В 1910
году торпедный аппарат был демонтирован. Всего было построено 4 однотипных
корабля. В 1895 году миноносец "Котка"
перевели на Черное море. "Сескар" и "Кроншлот" в 1909 году вывели из состава
флота и сдали на слом.
Посыльное судно "Перископ"
(до 20 апреля 1895 года – "Даго", до6 января 1910 – "N 118", с 1921 года –
"Тральщик N 15")
Длина - 46,8 м |
Ширина - 3,94 м |
Осадка - 2,34 м |
Водоизмещение - стандартное - 102,5 т |
Механизмы - 1 вертикальная паровая
машина тройного расширения, -1000 инд л.с. (сумм. контр.) ; 1030 инд. л.
с. (Пр. И.); 1 огнетрубный котел (12,6 кг/см2) системы Schichau
фирмы "В. Крейтон и Ко" |
Скорость
хода - максимальная - 18,37 узла, экономическая - 8 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 9 т, усиленный - 28 т |
Дальность
плавания - 200 миль при 18 узлах ; 1500 миль при 8 узлах |
Вооружение - на 1910 : 1 - 75мм/50 ; 1 - 47мм ; 1 - 37мм
; 1 прожектор - 40 см ; торпедное вооружение демонтировано в 1910 году. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт, дальность - 75 миль |
Экипаж - 1 офицер, 2 кондуктора, 21 нижний чин |
30 мая 1891 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в 1891
году заложен на судоверфи фирмы "В. Крейтон и Ко" в Або (Турку, Финляндия),
вступил в строй в 1892 году. 25 октября 1909 года был выведен из боевого состава
флота и сдан в Кронштадтский военный порт на хранение, а 6 января 1910 года
переклассифицирован в посыльное судно и передан в дивизию подводных лодок
Балтийского флота. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910 году на
Кронштадтском пароходном заводе с перевооружением. В период первой мировой войны
использовался для обеспечения базирования и боевой деятельности подводных сил
флота. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав
Красного Балтийского флота. В конце февраля 1918 года совершил переход из Ревеля
(Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки) и в апреле 1918 года – в Кронштадт. 3 ноября
1918 года убыл по Мариинской водной системе из Петрограда на Волгу и 10 декабря
1918 года, по прибытии в Нижний Новгород, в качестве военного корабля
(вооруженного парохода) вошел в состав Волжской военной флотилии, а 7 февраля
1919 года переклассифицирован в канонерскую лодку. 31 июля 1919 года вошел в
состав Волжско-Каспийской военной флотилии. 30 ноября 1919 года перечислен в
состав Онежской военной флотилии и вновь переклассифицирован в посыльное судно.
В 1920 году возвращен в состав Балтийского флота и в 1921 году вошел в состав
Морских сил Балтийского флота. С 21 марта 1922 года по 27 апреля 1922 года
находился в распоряжении Финско-Ладожской флотилии Морской пограничной охраны
Особого государственного политического управления (МПО ОГПУ). 11 июля 1922 года
был разоружен и сдан в порт на хранение, а 16 августа 1923 года передан
"Комгосфондов" для реализации и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов
РККФ.
"Котка"
(до 20 апреля 1895 года – "N 256", с 15 июля 1915 года – "Летчик", с
12 октября 1916 года – "Посыльное судно N 4")
Длина - 46,8 м |
Ширина - 3,9 м |
Осадка - 2,44 м |
Водоизмещение - стандартное - 103 т |
Механизмы - 1 вертикальная паровая
машина тройного расширения, -1000 инд л.с. (сумм. контр.) ; 1 огнетрубный котел (12,6 кг/см2)
системы Schichau фирмы "В. Крейтон и Ко" |
Скорость
хода - максимальная - 19,03 узла, экономическая - 8 узлов |
Запас топлива, уголь - нормальный - 9 т, усиленный - 28 т |
Дальность
плавания - 200 миль при 19 узлах ; 1500 миль при 8 узлах |
Вооружение - на 1910 : 2 - 37мм ; 1 - 7,62мм
пулемет ; с 1915 года : 2 - 47мм ; 2 - 37мм пушки Гочкиса ; 2 - 7,62мм пулемета ; 1 - 40 см прожектор ; торпедное
вооружение демонтировано в 1915 году. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт, дальность - 75 миль |
Экипаж - 1 офицер, 2 кондуктора, 17 нижних чинов |
30 мая 1891 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в 1891
году заложен на судоверфи фирмы "В. Крейтон и Ко" в Або (Турку, Финляндия),
вступил в строй в 1892 году. В августе 1894 года был отправлен на Дальний
Восток. Из-за поломки котла оставлен в эскадре Средиземного моря и затем перешел
на Черное море. 6 апреля 1895 года зачислен в состав Черноморского флота. Прошел
капитальный ремонт корпуса в 1908 году с заменой котлов и перевооружением. С
1909 года в резервном дивизионе миноносцев Черного моря. С сентября 1914 года
как посыльное судно, был приписан к воздушному району службы связи Черного моря.
В период первой мировой войны сопровождал гидросамолеты, вылетавшие на разведку,
и нес охранную службу. 7 декабря 1914 года подобрал в море и привел в базу
гидросамолет "М-15", сбитый крейсером "Бреслау". Конвоировал боевые корабли и
транспорты, использовался для посыльной и брандвахтенной служб. 29 декабря 1917
года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в
Севастопольском военном порту на долговременном хранении. 1 мая 1918 года был
захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими
интервентами. 3 апреля 1919 года убыл из Севастополя в Новороссийск и 3 мая 1919
года вошел в состав морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года оставлен
врангелевцами при эвакуации из Севастополя. На следующий день был захвачен
частями РККА и в декабре 1920 года включен в состав Морских сил Черного моря.
Прошел капитальный ремонт с декабря 1920 года по 17 апреля 1921 года. 2 февраля
1922 года законсервирован и сдан Главному военному порту Морских сил Черного
моря на хранение и 1 марта 1922 года был исключен из списков судов Морских сил
Черного моря. В 1924 году передан "Комгосфондов" для
разборки.
|