Заказаны в рамках программы судостроения на 1890-1895 гг. В качестве
"образцового" корабля был выбран французский миноносец "Авангард" фирмы "А.
Норманд". В отличии от прототипа, машины системы компаунд были заменены более
экономичными – тройного расширения, а огнетрубные котлы – водотрубными.
Основываясь на хороших результатах испытаний миноносца
"Пернов",
построенного во Франции, Морское ведомство заказало отечественным заводам еще 24
таких корабля. Из них: "N 270", "N
271", "N 272"
и "N
273" для Черного моря. Котлы, главные механизмы и рулевые устройства
поставлял завод Крейтона. Уже в ходе постройки было принято решение об оснащении
миноносцев "N 272"
и "N
273" локомотивными котлами нефтяного отопления. Программа постройки
миноносцев этого класса была выполнена полностью. Однако, из-за низкой
надежности котлов и машин, а так же слабого вооружения, они не имели большого
боевого значения и к началу первой мировой войны "N 130", "N 133", "N 135", "N
137", "N 138", "N 139", "N 141" (в феврале 1911 года), "N 134" и "N 140" (в
апреле 1914 года) были выведены из состава флота. "N 136" погиб в Финских шхерах
в 1912 году.
Водоизмещение - 120
тонн |
Длина – 42
метра |
Ширина – 4.5 метра |
Осадка – 2.05 метра |
Силовая установка
- 2 вертикальные паровые
машины тройного расширения, 2 котла, 2 винта, 2,000
л.с. |
Скорость - от 16.7 до 21.24
узлов |
Дальность плавания
- 180 миль при 20 узлах ; 550 миль при 10 узлах |
Вооружение - 2х1 37-мм орудия, 2х1
надводных 457-мм торпедных
аппаратов |
Экипаж - 24
человека |
"N
103"
(до 20.04.1895 года – "Пернов", с 29.10.1909 года – "Посыльное судно
"N 103")
19 декабря 1891 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в
январе 1891 года заложен на судоверфи фирмы "А. Норманд" в Гавре (Франция),
спущен на воду 23 августа 1892 года, вступил в строй в октябре 1892 года. С 2
июля 1895 года использовался в учебных целях и в качестве образца для постройки
однотипных кораблей. 29 октября 1909 года переклассифицирован в посыльное судно.
Прошел капитальный ремонт корпуса и палубного настила в 1910 году на Ижорском
заводе с заменой водогрейных трубок в котлах. В период первой мировой войны
входил в состав 4-го дивизиона тральщиков. Осуществлял боевое траление, нес
посыльную, дозорную и конвойную службы, использовался как тральщик и посыльное
судно. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав
Красного Балтийского флота.15 марта 1918 года был передан в распоряжение
Финляндской Советской рабочей республики. 12 апреля 1918 года, из-за
невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки), где 21
апреля 1918 года был реквизирован вооруженными формированиями буржуазной
Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР,
но как окончательно устаревший был продан Финляндии как
металлолом.
"N
119"
(до 20.04.1895 года – "Поланген", с 21.01.1912 года – "Посыльное
судно "N 119")
17 февраля 1894 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в
июле 1893 года заложен на судоверфи завода "В. Крейтон и Ко) в Або (Турку,
Финляндия), спущен на воду 19 июня 1895 года, вступил в строй в ноябре 1895
года. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1912 году в Свеаборгском
порту с заменой водогрейных трубок в котлах. 21 января 1912 года был
переклассифицирован в посыльное судно. В период первой мировой войны
использовался для обеспечения деятельности Службы связи Балтийского флота.
Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного
Балтийского флота.12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах,
оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки), где 21 апреля 1918 года был реквизирован
вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому
мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был
продан Финляндии как металлолом.
"N
120"
(до 20.04.1895 года – "Пакерорт", с 21.01.1912 года – "Посыльное
судно "N 120")
17 февраля 1894 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в
июле 1893 года заложен на судоверфи завода "В. Крейтон и Ко) в Або (Турку,
Финляндия), спущен на воду 3 июля 1894 года, вступил в строй в сентябре 1895
года. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1912 году в Свеаборгском
порту с заменой водогрейных трубок в котлах. 21 января 1912 года был
переклассифицирован в посыльное судно. В период первой мировой войны
использовался для обеспечения деятельности Службы связи Балтийского флота.
Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного
Балтийского флота.12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах,
оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки), где 21 апреля 1918 года был реквизирован
вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому
мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был
продан Финляндии как металлолом.
"N
128"
(с 2.03.1916 года – "Посыльное судно "N
128")
20 апреля 1895 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в
январе 1895 года заложен на судоверфи Ижорского Адмиралтейства в Колпино, спущен
на воду 20 июня 1896 года, вступил в строй в 1898 году. Прошел капитальный
ремонт корпуса и механизмов в 1909-1910 гг. в на Ижорском заводе с заменой
водогрейных трубок в котлах. 2 марта 1916 года был переклассифицирован в
посыльное судно. В период первой мировой войны использовался для посыльной
службы при отряде Або-Оланской шхерной позиции. Участвовал в февральской
революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 13
декабря 1917 года был законсервирован и сдан в порта Або на хранение. 15 января
1918 года исключен из состав Балтийского флота. 9 апреля 1918 года, в нарушение
условий Брестского мирного договора и Гангеуддского соглашения, был захвачен в
Або германскими войсками и передан вооруженным формированиям буржуазной
Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР,
но как окончательно устаревший был продан Финляндии как
металлолом.
"N
129"
(с 2.03.1916 года – "Посыльное судно "N
129")
20 апреля 1895 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в июне
1896 года заложен на судоверфи Ижорского Адмиралтейства в Колпино, спущен на
воду 20 июня 1897 года, вступил в строй в октябре 1899 года. . Прошел
капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1909-1910 гг. в на Кронштадтском
пароходном заводе с заменой водогрейных трубок в котлах. 2 марта 1916 года был
переклассифицирован в посыльное судно. В период первой мировой войны
использовался для посыльной службы при отряде Або-Оланской шхерной позиции.
Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного
Балтийского флота. 13 декабря 1917 года был законсервирован и сдан в порта Або
на хранение. 15 января 1918 года исключен из состав Балтийского флота. 9 апреля
1918 года, в нарушение условий Брестского мирного договора и Гангеуддского
соглашения, был захвачен в Або германскими войсками и передан вооруженным
формированиям буржуазной Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору,
подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как
металлолом.
"N
142"
(с 2.03.1916 года – "Посыльное судно "N 142", с 07.04.1921 года –
"Тральщик N 142")
20 апреля 1895 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в 1896
году заложен на судоверфи Невского судостроительного и механического завода в
Санкт-Петербурге, спущен на воду в сентябре 1897 года, вступил в строй в ноябре
1897 года. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1909-1910 гг. в на
Ижорском заводе с заменой паровых котлов. 2 марта 1916 года был
переклассифицирован в посыльное судно. В период первой мировой войны являлся
флагманским кораблем Охраны водного района Свеаборгской крепости. Участвовал в
февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского
флота. 12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в
Гельсингфорсе (Хельсинки), где был интернирован германским командованием. В мае
1918 года, по условиям Брестского мирного договора и Гангеуддского соглашения,
перешел в Кронштадт. С мая 1918 года находился в Кронштадтском военном порту на
хранении. 7 апреля 1921 года был расконсервирован, оборудован тральными
устройствами и переклассифицирован в тральщик. С 21 апреля 1921 года входил в
состав Морских сил Балтийского моря. В 1921-1922 гг. участвовал в боевом
тралении в Финском заливе. 1 мая 1923 года затонул в гавани Кронштадта от течи
корпуса в машинном отделении. В мае 1925 года был поднят "Госсудоподъемом". 9
июля 1925 года был сдан "Комгосфондов" для разборки на металл и 21 ноября 1925
года исключен из состава РККФ.
"N
270"
(с 22.07.1915 года – "Т.6", с 24.04.1916 года – "Т.26", с 06.08.1916
года – "Т.276", с 12.10.1916 года – "Посыльное судно N
5")
20 апреля 1895 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
марте 1894 года заложен на эллинге Николаевского Адмиралтейства в Николаеве,
спущен на воду в мае 1895 года, вступил в строй в 1897 году. Участвовал в
Севастопольском вооруженном восстании матросов Флотского экипажа в ноябре 1905
года. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в1909 году на Николаевском
Адмиралтействе с заменой котлов, 21 июля 1915 года переоборудован и
переклассифицирован в тральщик, а 12 октября 1916 года – в посыльное судно. В
период первой мировой войны использовался для обеспечения действий сил флота,
боевого траления, посыльной и брандвахтенной служб. 29 декабря1917 года вошел в
состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в
Севастопольском военном порту на долговременном хранении. 1 мая 1918 года был
захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими
интервентами. В период с 22 по 24 апреля 1919 года был освобожден частями
советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами.
После освобождения Севастополя частями РККА, в строй не вводился. В 1922-1923
гг. сдан "Комгосфондов" для разборки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из
списков судов РККФ.
"N
271"
(с 22.07.1915 года – "Т.7", с 24.04.1916 года – "Т.77", с 06.08.1916
года – "Т.277", с 12.10.1916 года – "Посыльное судно N
6")
20 апреля 1895 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
марте 1894 года заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства в Николаеве,
спущен на воду 6 августа 1895 года, вступил в строй в 1897 году. Прошел
капитальный ремонт корпуса и механизмов в1909 году на Николаевском
Адмиралтействе с заменой котлов, 21 июля 1915 года переоборудован и
переклассифицирован в тральщик, а 12 октября 1916 года – в посыльное судно. В
период первой мировой войны использовался для обеспечения действий сил флота,
боевого траления, посыльной и брандвахтенной служб. 29 декабря1917 года вошел в
состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в
Севастопольском военном порту на долговременном хранении. 1 мая 1918 года был
захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими
интервентами. В период с 22 по 24 апреля 1919 года был освобожден частями
советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами.
После освобождения Севастополя частями РККА, в строй не вводился. В 1922-1923
гг. сдан "Комгосфондов" для разборки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из
списков судов РККФ.
"N
272"
20 апреля 1895 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
марте 1894 года заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства в Николаеве,
спущен на воду 28 июля 1896 года, вступил в строй в 1899 году. Прошел
капитальный ремонт корпуса и механизмов в1909 году на Николаевском
Адмиралтействе. 11 августа 1914 года, в районе маяка Херсонес, столкнулся с
посыльным судном "Успех" и, получив пробоину в корпусе,
затонул.
"N
273"
(с 22.07.1915 года – "Т.5", с 24.04.1916 года – "Т.75", с 06.08.1916
года – "Т.275", с 12.10.1916 года – "Посыльное судно N 7", с 08.05.1919 года –
"Разведчик")
20 апреля 1895 года зачислен в списки судов Черноморского флота, в
марте 1894 года заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства в Николаеве,
спущен на воду 19 сентября 1896 года, вступил в строй в 1899 году. Прошел
капитальный ремонт корпуса и механизмов в1909 году на Николаевском
Адмиралтействе с заменой котлов, 21 июля 1915 года переоборудован и
переклассифицирован в тральщик, а 12 октября 1916 года – в посыльное судно. В
период первой мировой войны использовался для обеспечения действий сил флота,
боевого траления, посыльной и брандвахтенной служб. 29 декабря1917 года вошел в
состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в
Севастопольском военном порту на долговременном хранении. 1 мая 1918 года был
захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими
интервентами. 3 апреля 1919 года убыл из Севастополя в Новороссийск и 3 мая 1919
года вошел в состав белогвардейских морских сил Юга России. С 16 сентября 1919
года вновь находился в Севастопольском военном порту на хранении. 23 июля 1920
года передан в распоряжение Морского кадетского корпуса, а 14 ноября 1920 года
оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя. На следующий день захвачен
частями РККА и в декабре 1920 года включен в состав Морских сил Черного моря .11
декабря 1923 года исключен из списков судов РККФ с передачей "Комгосфондов" для
разборки.
|