Заказаны в рамках судостроительной программы на 1882-1902 гг.
Строились для Черного моря, исходя из задания Морского технического комитета,
разработанного на основе опыта эксплуатации миноносца "Батум". Несмотря на
единое техническое задание, иностранными фирмами было построено 4 различавшихся
между собой корабля. "Поти",
по результатам испытаний, признали лучшим, и он послужил прототипом для
дальнейшего развития миноносцев русского флота. "Гагры" ("N 254") и "Сухум" ("N
257") в 1907 году вывели из состава флота и сдали на слом.
"Поти"
(до 20.04.1895 года – "N 258", с 12.10.1916 года – "Посыльное судно N
10", с 08.05.1919 года – "Охотник")
Водоизмещение - 63 тонны |
Длина – 38.3 метра |
Ширина – 3.68 метра |
Осадка– 2.03 метра |
Силовая установка
- 1 вертикальная паровая
машина тройного расширения, 1 котел, 1 винт, – 575 л.с. |
Скорость - в 1913 году – 11 узлов |
Дальность плавания - 1,122
миль при 11 узлах ; 1,440 миль при 8 узлах |
Вооружение - 2х1 37-мм орудия, 1
7,62-мм пулемет |
Экипаж - 21
человек |
1 июля 1883 года зачислен в списки судов Черноморского флота,
построен в 1884 году на судоверфи фирмы "А. Норманд" в Гавре (Франция). Входил в
состав практической эскадры Черного моря. С 1895 по1899 гг. носил на себе
опытовую защитную окраску ("голубовато-шаровую"). 15 ноября 1907 года был
выведен из боевого состава флота, разоружен и сдан Севастопольскому военному
порту на хранение. В 1910 году прошел капитальный ремонт главных механизмов и
корпуса. Кроме того, были демонтированы торпедные аппараты и установлено
тральное оборудование. Переклассифицирован в тральщик. С 12 октября 1916 года –
в посыльное судно. В период первой мировой войны использовался для обеспечения
действий сил флота и боевого траления на подходах к Севастополю. 29 декабря 1917
года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в
Севастопольском военном порту на хранении. 1 мая 1918 года был захвачен
германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами. 3
апреля 1919 года убыл из Севастополя в Новороссийск и 7 апреля 1919 года вошел в
состав морских сил Юга России. 30 октября 1919 года вторично сдан к порту на
хранение, 23 июля 1920 года передан в распоряжение Морского кадетского корпуса,
а 14 ноября 1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя. На
следующий день захвачен частями РККА и в декабре 1920 года, в качестве
посыльного судна, включен в состав Морских сил Черного моря. 29 октября 1923
года был сдан "Комгосфондов" для разборки и 21 ноября 1925 года исключен из
списков судов РККФ.
"Геленджик"
(до 20.04.1895 года – "N 255", с 21.07.1915 года – "Т-9", с
24.04.1916 года – "Т-79", с 6.08.1916 года – "Т-279", с 12.10.1916 года –
"Посыльное судно N 9")
Водоизмещение - 74 тонны |
Длина - 37 метров |
Ширина
– 3.76 метра |
Осадка – 1.93
метра |
Силовая установка
- 1 вертикальная паровая машина тройного расширения, 1 котел, 1 винт, – 558 л.с. |
Скорость - в
1913 году
– 12 узлов |
Дальность плавания
- 1,056 миль при 12 узлах ; 1,240 миль при 8 узлах |
Вооружение - 2х1 37-мм орудия, 1
7,62-мм пулемет |
Экипаж - 21
человек |
1 июля 1883 года зачислен в списки судов Черноморского флота,
построен в 1884 году на судоверфи фирмы "Forges et Chantiers" в Тулоне
(Франция). Входил в состав практической эскадры Черного моря. С 1895 по1899 гг.
носил на себе опытовую защитную окраску ("голубовато-шаровую"). 15 ноября 1907
года был выведен из боевого состава флота, разоружен и сдан Севастопольскому
военному порту на хранение. В 1910 году прошел капитальный ремонт главных
механизмов и корпуса. Кроме того, были демонтированы торпедные аппараты и
установлено тральное оборудование. Переклассифицирован в тральщик. С 12 октября
1916 года – в посыльное судно. В период первой мировой войны использовался для
обеспечения действий сил флота и боевого траления на подходах к Севастополю. 29
декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года
находился в Севастопольском военном порту на хранении. 1 мая 1918 года был
захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими
интервентами. В период с 22 по 24 апреля 1919 года, по приказу английского
командования, был полностью выведен из строя. 29 апреля 1919 года освобожден
войсками советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года захвачен
белогвардейцами. После освобождения Севастополя частями РККА в строй не
вводился. В 1922-1923 гг. сдан "Комгосфондов" для разборки и 21 ноября 1925 года
исключен из списков судов РККФ.
|