Заказаны в рамках судостроительной программы 1898 года "для нужд
Дальнего Востока". Желая довести численность сравнительно небольших миноносцев
водоизмещением 150-200 тонн до 50 единиц, Морское ведомство планировало, наряду
с заказом миноносцев класса
"Циклон", строить корабли по чертежам миноносца
"Пернов",
переработанных с учетом замечаний Морского технического комитета. Однако в
апреле 1896 года фирма "Крейтон и Ко" выступила с предложением о постройке
усовершенствованных миноносцев "Уссури" и "Сунгари" - как наиболее полно
отвечавших условиям службы на Дальнем Востоке. В отличии от прототипов, вместо
огнетрубных котлов, предлагалось установить 2 водотрубных котла и увеличить
емкость угольных ям с 35 до 40 тонн. Однако, после учета всех замечаний Морского
технического комитета, фирме пришлось кардинально переработать проект. Для
достижения скорости в 24 узла был сильно заужен корпус, установлено оборудование
для нефтяного отопления (по стандартам того времени) и увеличена общая прочность
значительной части корпусных конструкций. Когда оба миноносца самостоятельно
отправились на Дальний Восток, из-за различных поломок они были вынуждены пройти
месячный ремонт в Гавре (Франция). В сентябре 1903 года миноносцы зачислили в
состав отряда контр-адмирала А.А. Вирениуса, шедшего на усиление эскадры в
Порт-Артур, но из-за многочисленных поломок в механизмах они задержались в Суэце
до конца января 1904 года.
Водоизмещение - 204
тонны |
Длина - 53.52
метра |
Ширина - 5.25 метра |
Осадка - 1.57 метра |
Силовая
установка - 2 вертикальные паровые
машины тройного расширения, 6 котлов, 2 винта, 3,800
л.с. |
Скорость
- от 24.58 до 24.74
узла |
Дальность
плавания - 330 при 24 узлах ; 1200 миль 12 узловым ходом |
Вооружение
- 3х1 37-мм орудия, 2х1
надводных 457-мм торпедных аппаратов ; с 1916 года: 2х1 47-мм орудия, 2х1
7.62-мм пулемета, 2х1 надводных 457-мм торпедных
аппаратов |
Экипаж
- 32
человека |
"N
212"
(с 29.08.1914 года - "Тральщик N 212", с 28.04.1915 года - "Посыльное
судно N 212")
19 мая 1900 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в феврале
1900 года заложен на Охтинской судоверфи акционерного общества "В. Крейтон и Ко"
в Санкт-Петербурге, спущен на воду в сентябре 1901 года, вступил в строй в
октябре 1902 года. После начала русско-японской войны был выведен из состава
отряда А.А. Вирениуса и включен в состав международных сил по поддержанию мира и
безопасности на острове Крит. Только в 1905 году патрулируя, прошел более 4,500
миль. Одним из первых пришел на помощь экипажу и пассажирам погибавшего у
острова Элафонисси австрийского парохода "Кайзерин". 17 августа 1907 года
возвратился в Кронштадт и вошел в состав учебно-минного отряда контр-адмирала
Э.М. Шенсовича. Прошел капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 гг. на
Кронштадтском пароходном заводе с заменой водогрейных трубок в котлах. Кроме
того, были установлены устройством для постановки мин. В августе 1914 года
оборудован тральным устройством, переклассифицирован в тральщик и
прикомандирован к 10-му дивизиону миноносцев. 28 апреля 1915 года
переклассифицирован в посыльное судно. В период первой мировой войны нес
дозорную, конвойную и посыльную службы, осуществлял боевое траление в Финском
заливе. С 1916 года был включен в состав отряда при Або-Оландской шхерной
позиции. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав
Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение
Финляндской Советской рабочей республики. 13 апреля 1918 года был реквизирован
вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. Впоследствии, в качестве
миноносца под литерой "С6", входил в состав ее ВМС. В 1922 году, по Юрьевскому
мирному договору, был возвращен финским правительством РСФСР. Как окончательно
устаревший, был сдан "Комгосфондов" для реализации и 21 ноября 1925 года
исключен из списков судов РККФ.
"N
213"
(с 29.08.1914 года - "Тральщик N 213", с 28.04.1915 года - "Посыльное
судно N 213", с 01.05.1922 года - "Тральщик N 213")
19 мая 1900 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в феврале
1900 года заложен на Охтинской судоверфи акционерного общества "В. Крейтон и Ко"
в Санкт-Петербурге, спущен на воду 8 ноября 1901 года, вступил в строй в октябре
1902 года. После начала русско-японской войны был выведен из состава отряда А.А.
Вирениуса и включен в состав международных сил по поддержанию мира и
безопасности на острове Крит. Только в 1905 году патрулируя, прошел более 4,500
миль. Одним из первых пришел на помощь экипажу и пассажирам погибавшего у
острова Элафонисси австрийского парохода "Кайзерин". 17 августа 1907 года
возвратился в Кронштадт и вошел в состав учебно-минного отряда контр-адмирала
Э.М. Шенсовича. Прошел капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 гг. на
Кронштадтском пароходном заводе с заменой водогрейных трубок в котлах и
подшипников в механизмах. Кроме того, были установлены устройством для
постановки мин. В августе 1914 года оборудован тральным устройством,
переклассифицирован в тральщик и прикомандирован к 10-му дивизиону миноносцев.
28 апреля 1915 года переклассифицирован в посыльное судно. В период первой
мировой войны нес дозорную, конвойную и посыльную службы, осуществлял боевое
траление в Финском заливе. С 1916 года был включен в состав отряда при
Або-Оландской шхерной позиции. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917
года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в
распоряжение Финляндской Советской рабочей республики, а 13 апреля 1918 года был
реквизирован в Гельсингфорсе (Хельсинки) германским командованием. В мае 1918
года, по условиям Брестского мирного договора и Гангеуддского соглашения,
перешел в Кронштадт. С мая 1918 года находился в Кронштадтском военном порту на
хранении. В 1919 году был расконсервирован, вновь оборудован тральным
устройством и 1 мая 1922 года возвращен в класс тральщиков. В 1919-1922 гг.
участвовал в боевом тралении в Финском заливе. 20 ноября 1923 года был передан в
распоряжение Морского инженерного училища для использования в качестве учебного
судна и 22 августа 1924 года - в состав Главного военного порта Морских сил
Балтийского моря. 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ и 18 мая
1926 года передан "Комгосфондов" для реализации.
|