"Сивуч"
Проект 1239
Водоизмещение, т: — стандартное 850, — полное 1050 |
Главные размерения, м: |
— длина наибольшая (по КВЛ) 65,6 (63,9) |
— ширина наибольшая 17,2 |
— осадка в водоизмещающем положении 3,3 |
Главная энергетическая установка: — тип дизель-газотурбинная, с
совместной работой форсажных и маршевых двигателей |
— количество х тип (суммарная мощность, л. с.) форсажных ГТД 2 х
М10-1 (40 000), — количество х тип ДД АЛЯ создания ВП 2 х М-504 (6 600),
— количество х тип движителей 2 х 2 ВФШ по схеме «тандем» с Z-образной
передачей в подъемно-опускных колонках для ГТД, — количество х тип
(суммарная мощность, л. с.) маршевых ДД 2 х М-511А (20 000), —
количество х тип движителей 2 х ВФШ на подъемных колонках, — количество
х тип (мощность, кВт) источников тока ЭЭС 4 х ДГ (по 200) |
Скорость хода наибольшая, уз: — полного в режиме движения на ВП 53,
— при движении в водоизмещающем режиме под ДД М-511А 12 |
Дальность плавания ходом 12 уз, мили 2 500 |
Автономность по запасам провизии, сут 10 |
Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 68 (9) |
Вооружение: |
Комплекс противокорабельных ракет: — наименование «Москит», —
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x4 (палубная неповоротная КТ с
подъемом на угол старта), — боезапас 8 ПКР ЗМ80, — комплекс ЦУ «Монолит» |
Зенитный ракетный комплекс: — тип комплекса «Оса-МА», — количество
ПУ х направляющих (тип ПУ) 1x2 (палубная поворотная ЗИФ-122), -боезапас
20 ЗУР 9М-33, - СУО 4К-33 |
Артиллерийские комплексы: — количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х
1-76/59 (АК-176), — боезапас 316 выстрелов, — количество АУ х стволов
(тип АУ) 2 х 1-30-мм (АК-630М), — боезапас 6 000 выстрелов, — СУАО
«Вымпел» (MP-123/176) |
Радиоэлектронное: — РАС обнаружения ВЦ и НЦ «Позитив»,
—навигационный комплекс «Экран», — комплекс средств связи «Буран-7», —
комплекс средств РЭБ «Вымпел-Р2», — количество ПУ х направляющих (тип ПУ)
СППП 2 х 16-82-мм (ПК-16) + 4 х 10-122-мм (ПК-10) |
Ракетный корабль на воздушной подушке пр. 1239 "Бора"
(до 18 марта 1992 года - "МРК-27")
Заложен на стапеле ССЗ "Красный металлист" в г. Зеленодольске (зав. № 208) в
1984 году, спущен на воду в 1987 году., принят в опытную эксплуатацию 30 декабря
1989 года. В 1990 году переведен по внутренним водным путям на Черное море. В
начале 1992 года прошел ремонт в Керчи. 12 мая 1997 года официально введен в
строй. В настоящее время находится в составе 41-й Отдельной бригады РКА ЧФ
Ракетный корабль на воздушной подушке пр. 1239 "Самум"
(до 18 марта 1992 года - "МРК-17")
Заложен на стапеле ССЗ "Красный металлист" (зав. № 502) в городе
Зеленодольске в сентябре 1991 года, спущен на воду 12 октября 1992 года, принят
в опытную эксплуатацию в марте 1992 года переведен по внутренним водным путям на
Черное море, в ноябре 1992 года прибыл в Керчь, в марте 1993 года - в
Севастополь. Затем опять отправлен на завод-строитель, в октябре 1993 года
прибыл в Зеленодольск. В сентябре 1994 года по внутренним водным путям ушел на
Балтийское море. С декабря 1996 года проходил госиспытания в Балтийске,
официально введен в строй 26 февраля 2000 года. Входил в состав 36-й бригады РКА
БФ. В 2002 году перешел на ЧФ и вошел в состав 41-й Отдельной бригады РКА ЧФ.
Первым ракетным кораблем на воздушной подушке проекта 1239 стал РКВП "Бора",
заложенный в 1984 г. на заводе в Зеленодольске под Казанью, сданный ВМФ в 1989
г. и после опытной эксплуатации вошедший в 1997 г. в состав сил постоянной
готовности Черноморского флота. Вскоре после первенца был заложен и второй
корабль этой серии - "Самум". В 2002 году данный РКВП был перебазирован на
Черноморский флот. По ударному потенциалу этим РКВП на ЧФ нет равных. Они
является крупнейшими в своем подклассе в практике российского и мирового
кораблестроения быстроходными боевыми кораблями, использующими гидродинамическую
платформу - катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой.
Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м
длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран. Два газотурбинных
двигателя мощностью по 60 тысяч л.с. позволяют развить скорость до 55 узлов даже
при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) - более 40 узлов. Высокая
скорость позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, по той же
самой причине его не успевает догнать торпеда. Для экономичного хода установлены
два дизеля. Мореходность - до 8 баллов. При этом корабль может поражать любого
противника ракетами типа "Москит" (8 противокорабельных ракет), по НАТОвской
классификации - "Слепящее солнце". Название отражает суть: в полете они невидимы
для радаров.
Кроме того, здесь имеется сильная система ПВО, которая представлена
зенитно-ракетным комплексом "Оса" (20 зенитных управляемых ракет), 76,2-мм и
30-мм автоматическими орудиями. Автономность плавания - 10 суток. Экипаж - 68
человек, из них 9 - офицеры. Стоимость корабля - 40-45 млн. долларов.
Специалисты ЦМКБ “Алмаз” расценивают проект корабля как этапный проект. На его
основе отрабатываются гидродинамические платформы из алюминиево-магниевых
сплавов.
РКВП создавался как развитие малых ракетных кораблей проектов 1234 и 1234.1.
Опыт применения МРК на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли
такой размерности и классических образований ограничены в размещении оружия.
Катамаран пр.1239 отличается большой палубой, что позволяет решить эту проблему,
более комфортными условиями использования оружия и размещения экипажа. К тому же
он обладает высокой мореходностью. При создании РКВП так же широко применялся
опыт ЦМКБ "Алмаз" и судостроительной промышленности, приобретенный при
строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа "Джейран", "Зубр" и
др.
РКВП обладает уникальными кораблестроительными качествами. В первую очередь к
ним следует отнести трансформируемость гидродинамической плат формы и
многовариантность - 36 вариантов использования двигательно-движительной
установки. С одной стороны корабль - это катамаран с диапазоном скоростей до 20
узлов, с другой - быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной
скоростью свыше 50 узлов. В обоих случаях энергетическая установка типа CODAG,
комбинированная движительная система и трансформируемая система гибкого
охлаждения позволяют кораблю иметь широкий спектр режимов движения, как в
нормальном, так и в аварийном состоянии.
Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного
хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех
главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически
стопроцентную гарантию хода в любой ситуации. Так, за все прошедшие годы
эксплуатации РКВП "Бора" не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на
буксире. Более того, была проведена возможность движения вообще с выключенными
движителями. РКВП при работе только двигателей-нагнетателей был способен
двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7
м/сек) со скоростью 3 узла.
Опыт использования корабля в боевой учебе флота дал основание командованию ЧФ
считать, что корабли проекта 1239 по своим тактико-техническим характеристикам
являются оптимальными ударными кораблями для незамерзающих закрытых морских
театров, существенно усиливающими боевой потенциал бригад ракетных катеров.
“Два корабля этого класса — ударная сила самого боеспособного флота морской
державы, — сказал командующий флотом адмирал Владимир Куроедов. — Соотношение
сил на море с появлением этих кораблей меняется в нашу пользу”.
|