Тяжёлые атомные авианесущие крейсера пр. 1153
Длина -
265 м.
|
Ширина -
30,5 м.
|
Осадка - 10 м.
|
Силовая установка - АЭУ, 4 вала |
Вооружение - около 60 самолётов и вертолётов (Миг-23К,
Су-25К, Ка-25), Катапульты
|
В 1968 г. с разработкой проекта очередного плана военного
судостроения (1971- 1980 гг.) начались проработки по созданию сбалансированного
флота, обеспечивавшиеся выполнением ряда комплексных НИР силами Военно-морской
академии (ВМА), институтов ВМФ, ВВС и промышленности, с участием ЦКБ Минсудпрома,
а впоследствии и ОКБ Минавиапрома. Частью проводимых в этом направлении работ
стали выполняемые одновременно с проектированием ПКР с СВВП (пр. 1143) работы
Невского ПКБ (как стало называться с 1966 г. ЦКБ-17) по обоснованию и выбору
оптимальных путей создания перспективных авианесущих кораблей с самолетами
обычной аэродинамической схемы (катапультного взлета и посадки на аэрофинишер),
не уступающие по своим боевым возможностям палубным самолетам вероятного
противника. Такие самолеты существенно превосходили СВВП по своим
летнотехническим характеристикам (ЛТХ) и боевой эффективности.
Проведенные при подготовке нового плана комплексные НИР еще
раз убедительно доказали необходимость создания кораблей авианосного типа для
отечественного флота. Однако решения, принимавшиеся в 70-х гг. политическим и
военным руководством страны по направлениям развития авианесущих кораблей, были
непоследовательными и противоречивыми.
Допущенная Д. Ф. Устиновым (как секретарем ЦК КПСС, а затем -
министром обороны) переоценка роли и эффективности СВВП с системе ПВО
корабельного соединения и района боевого патрулирования подводных ракетоносцев,
а также возможности отечественной авиапромышленности создать корабельный
истребитель вертикального взлета и посадки, способный успешно решать указанные
выше задачи, значительно задержали проектирование и строительство столь
необходимых для ВМФ полноценных авианесущих кораблей с катапультным взлетом
самолетов, не уступающих по своим ЛТХ лучшим зарубежным образам палубной
авиации.
Исходной базой проектно-конструкторских работ по созданию
крупных авианесущих кораблей нашего флота явились выполненные Невским ПКБ (НПКБ)
в 1968-1970 гг., при разработке проекта плана военного судостроения на 1971-1980
гг., проработки кораблей авианосного типа, а в дальнейшем - разработка по ТТЗ,
выданным ВМФ в 1971-1972 гг., аванпроекта АВ (пр. 1160), в 1973-1977 гг.
технического предложения, эскизного и технического проектов "большого крейсера с
авиационным вооружением" (пр. 1153).
Принятым весной 1976 г. по результатам рассмотрения
выполненного НПКБ технического предложения по созданию такого корабля
постановлением Правительства предусматривалось проектирование в 1976-1977 гг. и
строительство до Г985 г. двух атомных "больших крейсеров с авиационным
вооружением" пр. 1153. В отличие от АВ пр. 1160 на них предусматривалось
базирование легких самолетов катапультного типа (указанных выше типов), а в
перспективе - и Су-27К. Общее количество ЛАК (при размещении на корабле легких
самолетов) составляло 50 ед. при увеличении состава ПКРК и снижении
водоизмещения корабля до 70 000 т. В связи с отказом Министерства тяжелого
машиностроения при согласовании проекта постановления от разработки и
изготовления специальных авиационно-технических устройств для этих крейсеров, Б.
Е. Бутома поручил их создание Пролетарскому заводу Минсудпрома (главный
конструктор - А. А. Булгаков).
Проектирование кораблей пр. 1153 (главный конструктор - В. Ф.
Аникиев) явилось вторым приближением начатых в 1971 г. работ по АВ пр. 1160.
Однако на дальнейшей судьбе разработанного НПКБ и утвержденного ВМФ и МСП
эскизного проекта сказалась смерть (в апреле и июне 1976 г.) его основных
сторонников - двух министров - А. А. Гречко и Б. Е. Бутомы, в результате чего
Главком ВМФ С. Г. Горшков лишился столь необходимой ему поддержки в создании
таких кораблей.
По настоянию нового министра обороны Д.Ф. Устинова, в
1977-1978 гг. были приняты решения о прекращении начатых работ по техническому
пр. 1153 и продолжении строительства ПКР (переклассифицированных затем в тяжелые
авианесущие крейсера -ТАКР) типа "Киев". В 1978 г. вместо головного крейсера пр.
1153 был заложен четвертый корабль типа "Киев" (по пр. 1143 М, затем 1143
А,11434), предназначенный для базирования СВВП Як-41. |