Многоцелевые атомные авианосцы пр. 1160
Водоизмещение - около 80000т.
|
Силовая установка - АЭУ |
Скорость - 30
узл.
|
Вооружение - около 70 самолётов и вертолётов
(Корабельный вариант Миг-21 или Миг-23), Противокорабельный ракетный комплекс, Зенитный ракетный комплекс, Противолодочный ракетный комплекс |
В начале 1970-х гг. Невское ПКБ работало над проектом
авианосца 1160. Главным конструктором был А.Морин. Разработка аванпроекта 1160,
в отличие от выполнявшихся ЦКБ-17 в 1943-1960 гг. проектно-конструкторских работ
по АВ, опиралась на солидный научный фундамент в виде комплексной межотраслевой
НИР "Ордер" (оперативно-тактическое и военно-экономическое обоснование АВ пр.
1160), к выполнению которой (в 1969-1972 гг.) были привлечены ВМА, ведущие
институты ВМФ, ВВС и промышленности, а также НПКБ и ОКБ Минавиапрома -
разработчики самолетов и вертолетов. Научным руководителем КНИР "Ордер" был
капитан 1-го ранга А. А. Борисов. По ее результатам были определены роль и место
АВ в системе ВМФ, еще раз убедительно доказано, что без наличия в его составе
кораблей такого класса, в условиях господства в воздухе авиации противника в
удаленных районах действия наших сил, боевая устойчивость кораблей ВМФ
недостаточна и не обеспечивает решения флотом своих задач.
Аванпроект 1160 представлял собой широкое проектное
исследование восьми вариантов АВ с различными составом вооружения, типами ГЭУ, и
водоизмещением в пределах от 40 000 до 100 000 т. Из-за отсутствия в то время
разработчика специальных авиационно-технических устройств (катапульты,
аэрофинишера и аварийного барьера) их аванпроекты выполнило НПКБ.
Впервые с участием контрагентов в нем, кроме самого АВ,
рассматривались также необходимость развития мощностей промышленности, выбора
завода-строителя, вопросы обеспечения берегового и плавучего базирования,
создания и отработки специальных устройств, подготовки кадров летного и
технического состава корабельной авиации и др., экономической оценки общих
затрат на реализацию программы строительства серии АВ из трех кораблей пр. 1160.
Для сокращения сроков создания таких АВ, по глубине проработки вопросов,
определяющих проектирование и строительство таких сложных кораблей, аванпроект
1160 соответствовал по объему эскизному проекту (было выпущено около 900
документов). Одновременно в ОКБ Минавиапрома разрабатывались аванпроекты
самолетов для этого АВ.
После рассмотрения на президиуме НТС Минсудпрома и
объединенном НТС Минсудпрома, Минавиапрома, ВМФ и ВВС (с участием руководства
всех оборонных отраслей промышленности, предприятия которых привлекались к
созданию АВ, разработке аванпроектов корабля, самолетов, авиационного и другого
вооружения для него) был рекомендован для дальнейшего проектирования вариант
атомного многоцелевого АВ водоизмещением около 80 000 т, обладавшего
оптимальными показателями боевой и экономической эффективности, с самолетами
катапультного взлета (истребителями типа Су-27, противолодочными типа П-42) и
вертолетами типа Ка-27 общим количеством корабельных летательных аппаратов (ЛАК)
до 70 машин, противокорабельным ракетным комплексом (ПКРК) "Гранит", зенитными
огневыми средствами и радиоэлектронным вооружением.
Однако кроме подтверждения ВМФ и ВВС необходимости и
целесообразности, а промышленностью - технической возможности создания АВ и
корабельной авиации катапультного взлета для строительства таких кораблей
требовалось принять политическое решение на высшем уровне, к чему руководство
страны оказалось неготовым. По предложению Д. Ф. Устинова в качестве
альтернативы предложению МСП, МАП, ВМФ и ВВС о строительстве до 1986 г. серии из
трех АВ пр. 1160 осенью 1973 г. было принято решение создать вместо них
модернизированные противолодочные крейсеры (ПКР) типа "Киев", начав в 1975 г.
постройку третьего корабля этого типа (пр. 1143 М, затем - 11433), с
базированием на нем сверхзвуковых СВВП - истребителей (Як-36 МФ, затем Як-41),
проектирование следующих (с четвертого корабля) вести с учетом базирования на
них легких самолетов катапультного взлета (типов МиГ-23К и Су-25К) при
соответствующем увеличении их водоизмещения. Принятым весной
1976 г. по результатам рассмотрения выполненного НПКБ технического предложения
по созданию такого корабля постановлением Правительства предусматривалось
проектирование в 1976-1977 гг. и строительство до 1985 г. двух атомных "больших
крейсеров с авиационным вооружением" пр. 1153. |