Авианосцы проекта 72
Водоизмещение - стандартное - 23700 т. ; полное
- 28800 т.
|
Длина - 224 м. |
Ширина - 27,9 м. |
Осадка - при стандартном водоизмещении - 7,23 м. ;
при полном водоизмещении - 8,45 м.
|
Высота борта - 20,9 м. |
Силовая установка - 4
главных турбозубчатых агрегата мощностью по 36 000 л.с.,
8
котлов производительностью по 73 т/ч |
Скорость - максимальная - 30 узл. |
Дальность плавания - 18-узловым ходом 10000
миль |
Вооружение
-
30
самолётов ; 16
(8 х 2) - 130-мм орудий (позднее - 8 х 2 - 85-мм) ; 24
(12 х 2) - 37-мм орудий ; 8
(4 х 2) - 23-мм орудий (позднее - 4 х 2 - 25-мм)
|
Бронирование
-
борт -
90 мм ; полетная
палуба - 30-мм ; ангарная
палуба - 55-мм
|
Команда - около
2000 чел. |
7 сентября 1937 года, во исполнение постановления Комитета
обороны при Совете Народных Комиссаров (СНК) Союза ССР от 13/15 августа 1937
года за № 87, нарком обороны СССР К. Е. Ворошилов направил доклад в ЦК ВКП(б) И.
В. Сталину и
председателю СНК В. М. Молотову по вопросу о переработанном плане строительства
боевых кораблей Морских Сил РККА. В этом документе, в частности, увеличение
суммарного тоннажа кораблей основных классов по сравнению с предыдущими
планами мотивировалось внесением в программу строительства тяжелых крейсеров и
авианосцев. Всего предполагалось построить два авианосца — для Северного и
Тихоокеанского флотов. Закладка первого планировалась в 1941 году, второго—в
1942-м, со сдачей этих кораблей в четвертой пятилетке. Программу военного
судостроения на третью пятилетку не утвердили, но работы над авианосцем,
получившим обозначение «проект 71», начались. 27 июня 1938
года в Управление кораблестроения РККФ было направлено тактико-техническое
задание (ТТЗ) на проектирование этого корабля. В октябре того же года ТТЗ
рассмотрели в Главном морском штабе РККФ и, одобрив с незначительными
замечаниями, приказали подготовить его в виде задания для Наркомата
судостроительной промышленности (НКСП) на создание предэскизного проекта. В
список проектных работ НКСП на 1939 год это задание уже не попало, и его
включили в заказ промышленности, утвержденный 29 ноября, на 1940 год. Но уже в
январе 1940 года выяснилось, что НКСП в одностороннем порядке не принял
одиннадцать пунктов нового заказа, в том числе и задание на предэскизное
проектирование авианосца. Поскольку в заказе оказались вопросы более
злободневные, чем авианосец, то вопрос о нем в правительстве и не поднимался. Так закончился проект 71, и начавшаяся Великая Отечественная война сразу
остановила все начатые по нему работы.
В годы войны в Военно-морской академии проводилась
научно-исследовательская работа по теме «Тенденции развития военного корабля», в
рамках которой в 1943 году был создан предэскизный проект авианосца с
использованием имевшихся наработок по проекту 71, а также материалов группы
специалистов, побывавших перед войной на строившемся германском авианосце «Граф
Цеппелин». Завершение этой научно-исследовательской работы в 1944 году совпало с
принятием правительством решения о проектировании нового поколения боевых
кораблей с учетом опыта второй мировой войны. В развитие этого постановления в
январе 1945 года по приказу наркома ВМФ создали ряд комиссий с задачей
подготовить предложения для выбора необходимых типов боевых кораблей, в том
числе авианосцев. Однако параллельно с этим в ЦНИИ-45 еще в 1944 году
возобновились работы над проектом авианосца, который получил
обозначение «проект 72».
При стандартном водоизмещении 23 700 и полном — 28 800 т этот
корабль должен был иметь длину по ватерлинии 224, ширину 27,9, высоту борта
20,9, осадку при стандартном водоизмещении 7,23 и при полном — 8,45 м. Четыре
главных турбозубчатых агрегата мощностью по 36 000 л. с., работающие от восьми
котлов производительностью по 73 т/ч, обеспечивали бы авианосцу скорость полного
хода 30 уз и дальность плавания 18-узловым ходом 10000 миль. Предусматривалось
бронирование: борт— 90 мм, 30-мм полетная и 55-мм ангарная палубы. На корабле
планировалось установить исключительно зенитные орудия. Восемь спаренных 130-мм
универсальных башенных артиллерийских установок Б-2-У с двумя комплектами
приборов управления стрельбой (ПУС) «Смена» еще в предвоенные годы
проектировались для эскадренных миноносцев пр. 35 и лидеров пр. 40. Однако их
разработка в то время не вышла из стадии проектирования и впоследствии от них
отказались. Лучше обстояло дело с восемью спаренными 85-мм универсальными
башенными артиллерийскими установками 92-К с четырьмя комплектами ПУС «Союз».
Сами артиллерийские орудия и приборы управления стрельбой уже выпускались
серийно, а двухорудийная башня подготавливалась к испытаниям. Впоследствии эта
система оружия устанавливалась на эскадренных миноносцах пр. З0К и 30-бис. Кроме
того на авианосец предполагалось поставить двенадцать спаренных 37-мм зенитных
автоматов В-11 и двадцать четыре новых спаренных 23-мм зенитных автомата.
Последние еще только разрабатывались, но затем предпочтение отдали 25-мм орудиям
на базе артсистемы 84-КМ. Основу авиационного вооружения корабля составляли 30
самолетов. Для обеспечения их полетов предусматривались катапульты, аэрофинишеры,
успокоители качки, специальные посадочные огни и т. д. Особо прорабатывались
вопросы хранения авиационного топлива и его подачи к самолетам. Так,
бензохранилище отделялось от смежных помещений специальными затапливаемыми
коффердамами.
Авиатопливо в цистернах находилось под давлением в среде
инертного газа, да и сами бензопроводы проходили по трубе, заполненной этим же
газом. Экипаж корабля насчитывал до 2000 человек.
Уже упоминавшаяся специальная комиссия, работавшая в начале
1945 года и выработавшая требования к авианосцам, пришла к выводу, что корабль
пр. 72 не вполне им соответствует. Получалось, что командование флота, при
четком понимании необходимости наличия кораблей данного класса в составе ВМФ, до
конца не определило свое отношение к концепции их строительства.
Скорее всего, это обстоятельство не явилось главной причиной, но в значительной
степени повлияло на то, что в утвержденной 27 ноября 1945 года новой
кораблестроительной программе на 1946—1955 годы авианосцев не оказалось. |