Первые экранопланы Р.Е.Алексеева
|
СМ-1 |
СМ-2 |
СМ-3 |
СМ-4 |
СМ-5 |
СМ-2П7 |
Размах крыла, м |
10,3 |
11,5 |
8,9 |
15,7 |
19,4 |
19,5 |
Длина, м |
20,0 |
20,0 |
14,5 |
20,0 |
18,0 |
19,4 |
Высота, м |
1,53 |
1,5 |
1,3 |
1,96 |
1,52 |
1,54 |
Полетный вес, кг |
2830 |
3200 |
3400 |
4800 |
7300 |
6300 |
Двигатель, тип |
РУ-19-300 |
РУ-19-300 |
РУ-19-300 |
|
|
|
количество |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
|
Скорость |
|
|
|
|
|
|
крейсерская, км/ч |
170 |
160 |
140 |
140 |
140 |
130 |
максимальная, км/ч |
270 |
270 |
180 |
230 |
230 |
270 |
Первый экраноплан Р.Е.Алексеев испытал в 1957 г. Он выдвинул идею применить
воздушные крылья для движения судов на малых высотах на «экране».
СМ-1 «Самоходная модель». Построен в 1961 г. по аэродинамической схеме
«тандем». Реактивный двигатель без мотогондолы, но с воздухозаборником
установлен за трехместной открытой кабиной.
СМ-2. Построен в 1962 г. и предназначался для исследования влияния поддувного
стартового устройства на взлетные характеристики (для снижения взлетной скорости
организовали поддув струями от двигателя под крыло).
СМ-3. Построен в 1962 г. для исследования аэродинамической компоновки с
крылом малого удлинения. Реализована схема поддува под крыло: сопла в носке
крыла на его нижней поверхности создавали струйную завесу по всей передней
кромке, сам же двигатель размещался в фюзеляже.
СМ-4. Построен в 1963 г., дальнейшее развитие СМ-3 с увеличенным до трех
человек экипажем и двумя двигателями — маршевым и стартовым. За соплом первого —
газовый руль для управления на малых скоростях. Регулируемая сопловая система
стартового двигателя направляет газовые струи под крыло.
СМ-5. Построен в 1963 г., масштабная (1:4) копия гигантского экраноплана КМ.
В 1964 г. СМ-5 потерпел катастрофу, попав в мощный встречный воздушный поток.
Его резко качнуло и приподняло. Пилоты включили форсаж для набора высоты, но
аппарат оторвался от экрана и потерял устойчивость, экипаж погиб. Это была
первая катастрофа с экранопланом семейства «СМ».
СМ-2П7. Построен в 1964 г. для изучения поддува и полета над опорной
поверхностью. По передней кромке крыла с середины размаха шел ряд малых сопел.
Направляющие створки отклоняли поток под крыло на режиме поддува. |