Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности
 

Первые экранопланы Р.Е.Алексеева

Описание Фотографии

 

     
  СМ-1 СМ-2 СМ-3 СМ-4 СМ-5 СМ-2П7
Размах крыла, м 10,3 11,5 8,9 15,7 19,4 19,5
Длина, м 20,0 20,0 14,5 20,0 18,0 19,4
Высота, м 1,53 1,5 1,3 1,96 1,52 1,54
Полетный вес, кг 2830 3200 3400 4800 7300 6300
Двигатель, тип РУ-19-300 РУ-19-300 РУ-19-300      
количество 1 2 1 2 2  
Скорость            
крейсерская, км/ч 170 160 140 140 140 130
максимальная, км/ч 270 270 180 230 230 270

Первый экраноплан Р.Е.Алексеев испытал в 1957 г. Он выдвинул идею применить воздушные крылья для движения судов на малых высотах на «экране».

СМ-1 «Самоходная модель». Построен в 1961 г. по аэродинамической схеме «тандем». Реактивный двигатель без мотогондолы, но с воздухозаборником установлен за трехместной открытой кабиной.

СМ-2. Построен в 1962 г. и предназначался для исследования влияния поддувного стартового устройства на взлетные характеристики (для снижения взлетной скорости организовали поддув струями от двигателя под крыло).

СМ-3. Построен в 1962 г. для исследования аэродинамической компоновки с крылом малого удлинения. Реализована схема поддува под крыло: сопла в носке крыла на его нижней поверхности создавали струйную завесу по всей передней кромке, сам же двигатель размещался в фюзеляже.

СМ-4. Построен в 1963 г., дальнейшее развитие СМ-3 с увеличенным до трех человек экипажем и двумя двигателями — маршевым и стартовым. За соплом первого — газовый руль для управления на малых скоростях. Регулируемая сопловая система стартового двигателя направляет газовые струи под крыло.

СМ-5. Построен в 1963 г., масштабная (1:4) копия гигантского экраноплана КМ. В 1964 г. СМ-5 потерпел катастрофу, попав в мощный встречный воздушный поток. Его резко качнуло и приподняло. Пилоты включили форсаж для набора высоты, но аппарат оторвался от экрана и потерял устойчивость, экипаж погиб. Это была первая катастрофа с экранопланом семейства «СМ».

СМ-2П7. Построен в 1964 г. для изучения поддува и полета над опорной поверхностью. По передней кромке крыла с середины размаха шел ряд малых сопел. Направляющие створки отклоняли поток под крыло на режиме поддува.

 
   
Реклама: