"Смелый"
(проект 30-К)
Самая большая серия эсминцев за всю историю
отечественного флота. Развитие проекта 30-К. Несколько различались по составу
зенитного вооружения, часть кораблей первоначально имела более высокие
мачты. 8 эсминцев (“Безбоязненный”, “Бесшумный”, “Верный”, “Вихревой”,
“Огненный”, “Опасный”, “Охраняющий” и “Стремительный”) в 1960 - 1962 гг.
переоборудованы в корабли радиотехнической разведки (проект 31). 16 эсминцев
типа “Смелый” передано зарубежным флотам: Польше - 2, Египту - 6 и Индонезии
- 8.
Длина - 120,5
м |
Ширина - 12
м |
Осадка - 3,9
м |
Водоизмещение - полное - 3066 т, стандартное - 2 316 т |
Мощность
ПТУ - 2
х 30 000 л.с. |
Скорость
хода - максимальная - 36,5 узлов, экономичная - 15,7 узлов |
Дальность
плавания - 3660
миль |
Вооружение - 2х2 130-мм Б2-ЛМ. 1х2 85-мм 92-К
и 7х1 37мм 70-К (или 4х2 37-мм В-11) орудий, 2х5 533-мм ТА, 2 БМБ-2 и 2
бомбосбрасывателя (51 глубинная бомба). Принимал на борт 52 мины КБ - “Краб”
или 60 мин М-26. |
Экипаж - 286 человек |
"Бдительный"
(с 17 декабря 1960 г. - ЦЛ-83, с 20 сентября 1967
г. - ПКЗ-118)
(заводской № 1101)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 10 июня 1948 г.
заложен на заводе № 445, спущен 30 декабря 1948 г., вступил в строй 25 октября 1949
г. и 5 февраля 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 22 ноября 1960
г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ЦЛ, 10 августа 1967
г. переформирован в ПКЗ, а 12 октября 1968 г. исключен из списков судов ВМФ
в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
"Встречный"(с 17 октября 1972 г. - СМ-302)
(заводской № 6)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29 апреля 1948
г. заложен на заводе № 199, спущен 20 мая 1949 г., вступил встрой 7 декабря 1949
г. и 23 февраля 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 21 декабря 1956 г. выведен из боевого состава,
законсервирован и поставлен на отстой, но 22 октября 1966 г. расконсервирован
и вновь введен в строй, а 1 сентября 1972 г. вторично выведен из боевого состава,
разоружен и 13 сентября 1972 г. переформирован в СМ для обеспечения выполнения
боевых упражнений.
"Смелый"(с 17 декабря 1960 г. - ЦЛ-80, с 28 февраля 1964 г. - ПКЗ-14)
(заводской № 601)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16 мая 1948 г.
заложен на заводе № 190, спущен 29 сентября 1948 г., вступил в строй 21 декабря 1949
г. и 19 марта 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ.
С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ и с 17 февраля 1960 г. - в состав СФ. 22 ноября 1960
г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ЦЛ, 31 января 1964
г. переформирован в ПКЗ, а 10 февраля 1965 г. исключен из списков судов ВМФ в
связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1965 - 1966 гг. на базе "Главвторчермета" в
Мурманске разделан на металл.
"Ведущий"
(заводской № 9)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 31 июля 1948
г. заложен на заводе № 199, спущен 21 августа 1949 г., вступил в строй 26 декабря 1949
г. и 23 февраля 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 27 марта 1960 г. выведен из боевого состава,
законсервирован и поставлен на отстой, а 14 марта 1975 г. разоружен и исключен
из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
"Огненный"
(заводской № 178)
Длина - 120,5
м |
Ширина - 12
м |
Осадка - 3,9
м |
Водоизмещение - полное - 3250 т, стандартное - 2 500 т |
Мощность
ПТУ - 2
х 30 000 л.с. |
Скорость
хода - максимальная - 36,5 узлов, экономичная - 15,7 узлов |
Дальность
плавания - 3060
миль |
Вооружение - 2х2 130-мм Б2-ЛМ и 5х1-мм ЗИФ-71
орудий, 1х5 533мм ТА, 2 РБУ-2500 (128 РГБ-25), 2 БМБ-2 и 2 бомбосбрасывателя
(51 глубинная бомба). |
Экипаж - 288 человек |
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 14 августа 1948
г. заложен на заводе № 402, спущен 17 августа 1949 г., вступил в строй 28 декабря 1949
г., и 12 февраля 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период
с 19 января 1958 г. по 27 декабря 1960 г. модернизирован и перестроен в Северодвинске
по проекту 31. 5 октября 1963 г. перечислен в состав ЧФ, 12 октября 1964 г. - вновь
в состав СФ, 6 ноября 1968 г. - в состав ЛенВМБ и 16 ноября 1968 г. - в состав ДКБФ.
В период с 6 ноября 1967 г. по 16 ноября 1968 г. и с 8 февраля 1969 г. по 10 октября 1970
г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт. 13 - 28 октября и 13 ноября - 15 декабря 1971
г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию
помощи вооруженным силам Египта. 10 - 15 августа 1972 г. нанес визит в Хельсинки
(Финляндия). 25 декабря 1979 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи
с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 21 мая 1981 г. расформирован.
"Отчетливый"(с 17 декабря 1960 г. - ПТБ-7, с 12 августа 1970 г.
- ПКЗ-107)
(заводской № 179)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29 октября 1948
г. заложен на заводе № 402, спущен 14 сентября 1949 г., вступил в строй 28 декабря 1949
г. и 12 февраля 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 22 ноября 1960
г. выведен из боевого состава, разоружен и переоборудован в плавучую техническую
базу, 20 декабря 1969 г. расформирован и поставлен на отстой, но 12 августа 1970 г.
расконсервирован и переформирован в ПКЗ, а 19 мая 1972 г. исключен из списков
судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1972
- 1973 гг. на базе “Главвторчермета” в Мурманске разделан на металл.
"Важный"
(заводской № 12)
3 декабря 1947 г зачислен в списки кораблей ВМФ и 30 октября 1948
г. заложен на заводе № 199, спущен 4 сентября 1949 г., вступил в строй 29 декабря 1949
г. и 23 февраля 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 7 мая 1956 г. выведен из боевого состава,
законсервирован и поставлен на отстой, а 14 марта 1975 г. разоружен и исключен
из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
"Безудержный"(с 17 октября 1960 г. - ЦЛ-66, с 13 декабря 1966
г. - ПКЗ-127)
(заводской № 1102)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 20 июля 1948 г.
заложен на заводе № 445, спущен 31 марта 1949 г., вступил в строй 30 декабря 1949
г. и 5 февраля 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 22 ноября 1960
г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ЦЛ, 4 ноября 1966
г. переформирован в ПКЗ, а 1 марта 1967 г. исключен из списков судов ВМФ в
связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
"Стойкий"
(заводской № 602)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16 ноября 1948
г. заложен на заводе № 190, спущен 1 февраля 1949 г., вступил в строй 19 апреля 1950
г. и, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. С 24 декабря 1955
г. входил в состав КБФ. 7 января 1967 г. выведен из боевого состава, законсервирован
и поставлен на отстой, а 22 февраля 1980 г. разоружен, исключен из состава ВМФ
в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 22 июня 1980
г. расформирован.
"Острый"
(заводской № 180)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 декабря 1948
г. заложен на заводе № 402, спущен 16 апреля 1950 г., вступил в строй 25 августа 1950
г. и 21 сентября 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период
с 5 марта 1973 г. по 9 июля 1978 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт, после
чего перечислен в состав ЛенВМБ, а 4 июня 1983 г. разоружен, исключен из состава
ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 15 марта 1984
г. расформирован.
"Буйный"
(заводской № 1103)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 апреля 1949
г. заложен на заводе № 445, спущен 23 сентября 1949 г., вступил в строй 29 августа 1950
г. и 14 сентября 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31 мая
- 4 июня 1954 г. нанес визит в Дуррес (Албания). 1 декабря 1969 г. - 30 апреля 1970 г.,
1 августа 1970 г. - 28 февраля 1971 г. и 1 августа - 30 ноября 1971 г., находясь в зоне военных действий,
выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В периоде
1 февраля 1980 г. по 18 марта 1982 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный
ремонт. 7 марта 1986 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей
в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 22 июля 1986 г. расформирован.
"Ответственный"(с 31 августа 1961 г. - ЦЛ-42, с 16 октября 1961
г. - ПКЗ-48)
(заводской № 181)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 11 июня 1949 г.
заложен на заводе № 402, спущен 12 апреля 1950 г., вступил в строй 31 августа 1950
г. и 1 октября 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 3 - 7 августа 1956
г. нанес визит в Осло (Норвегия) и 8 - 12 августа 1956 г. - в Гетеборг (Швеция).
3 августа 1961 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в ЦЛ, 4 октября 1961
г. разоружен и переформирован в ПКЗ, а 12 апреля 1963 г. исключен из списков
судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
"Безупречный"
(заводской №1104)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 июля 1949 г.
заложен на заводе № 445, спущен 31 декабря 1949 г., вступил в строй 9 сентября 1950
г. и 7 ноября 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 3 мая 1962
г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а
14 марта 1975 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
"Скорый"
(заводской № 603)
7 октября 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 февраля 1949 г.
заложен на заводе № 190, спущен 14 августа 1949 г., вступил в строй 26 сентября 1950
г. и 28 января 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ.
С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 29 июня 1958 г. передан ВМС Польши с
переименованием в “Wicher” и 4 августа 1958 г. исключен из состава ВМФ, а в 1975
г. разоружен и сдан польским командованием на слом.
"Вспыльчивый"(с 17 декабря 1960 г. - ЦЛ-77, с 12 февраля 1971
г. -УТС-262)
(заводской № 13)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 февраля 1949 г.
заложен на заводе № 199, спущен 14 мая 1950 г., вступил в строй 30 сентября 1950
г. и 24 декабря 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 22 ноября 1960 г. выведен из боевого состава,
разоружен и переклассифицирован в ЦЛ, 20 декабря 1969 г. расформирован и поставлен
на прикол, но 12 февраля 1971 г. расконсервирован и превращен в УТС, а 12 марта 1974
г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа
и разделки на металл и 8 августа 1974 г. расформирован.
"Величавый"(с 17 октября 1972 г. - СМ-296)
(заводской № 14)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 4 августа 1949 г.
заложен на заводе № 199, спущен 14 мая 1950 г., вступил в строй 31 октября 1950
г. и 14 января 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. В период с 21 ноября 1955 г. по
11 марта 1956 г. прошел капитальный ремонт. 7 мая 1956 г. выведен
из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 26 августа 1969
г. расконсервирован и вновь введен в строй, 13 сентября 1972 г. разоружен и превращен
в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 12 августа 1977 г. исключен
из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки
на металл и 10 февраля 1978 г. расформирован.
"Суровый"
(заводской №604)
7 октября 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 августа 1949 г.
заложен на заводе № 190, спущен 1 октября 1949 г., вступил в строй 31 октября 1950
г. и 24 ноября 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ.
15 - 18 октября 1953 г. нанес визит в Гдыню (Польша), 10-14 июля 1954 г. - в Хельсинки
(Финляндия), 20-25 июля 1956 г. - в Роттердам (Голландия) и 28 июня - 1 июля 1965 г. -
в Стокгольм (Швеция). С 24 декабря 1955 г. водил в состав КБФ. 11 августа 1974 г.
выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 5 марта 1987
г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 11 февраля 1988 г. разоружен, исключен
из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл
и 17 июля 1988 г. расформирован.
"Бесстрашный"(с 10 августа 1961 г. - ЦЛ-28)
(заводской № 1105)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29 сентября 1949 г.
заложен на заводе №445, спущен 31 марта 1950 г., вступил в строй 31 октября 1950
г. и 3 декабря 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 18 октября 1953
г. нанес визит в Констанцу (Румыния) и 19-22 октября 1953 г. - в Бургас (Болгария).
3 августа 1961 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован
в ЦЛ, а 2 июня 1976 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
"Отменный"
(заводской № 182)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 8 октября 1949
г. заложен на заводе № 402, спущен 17 июня 1950 г., вступил в строй 6 ноября 1950
г. и 5 декабря 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 27 марта 1960
г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но
12 октября 1968 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 9 февраля 1978 г. разоружен,
исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки
на металл и 19 апреля 1978 г. расформирован.
"Отрывистый"
(заводской № 183)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 3 декабря 1949
г. заложен на заводе № 402, спущен 25 августа 1950 г., вступил в строй 10 декабря 1950
г. и 20 января 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 7 мая 1956
г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но
14 июля 1961 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 7 февраля 1977 г. разоружен
и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки
на металл.
"Верткий"(с 25 января 1974 г. - ПКЗ-54, с 27 апреля 1974 г. -
СМ-316)
(заводской № 15)
1 декабря 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5 ноября 1949 г.
заложен на заводе № 199, спущен 22 июля 1950 г., вступил в строй 14 декабря 1950
г. и 18 марта 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 25 октября 1973 г. выведен из боевого состава,
разоружен и переклассифицирован в ПКЗ, 12 марта 1974 г. превращен в СМ для
обеспечения выполнения боевых упражнений, а 1 сентября 1978 г. исключен из списков
судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
"Вечный"(с 17 декабря 1960 г. - ПТБ-12, с 28 июля 1962 г.
- ПМ-141,
с 15 июля 1971 г. - УТС-27)
(заводской № 16)
1 декабря 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 12 января 1950 г.
заложен на заводе № 199, спущен 30 августа 1950 г., вступил в строй 15 декабря 1950
г. и 18 марта 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 22 ноября 1960 г. выведен из боевого состава,
разоружен и переклассифицирован в ПТБ, 28 июля 1962 г. переформирован в ПМ
и 15 июля 1971 г. превращен в УТС, а 22 августа 1989г. исключен из списков плавсредств
ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
"Отражающий"(с 31 августа 1961 г. - ЦЛ-20, с 28 февраля 1964 г. - ПКЗ-12)
(заводской № 184)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 3 марта 1950 г.
заложен на заводе № 402, спущен 1 октября 1950 г., вступил в строй 17 декабря 1950
г. и 20 января 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 3 августа 1961
г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в ЦЛ, 21 февраля 1964 г. разоружен
и переформирован в ПКЗ, а 20 апреля 1967 г. исключен из списков судов ВМФ в
связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
"Боевой"(с 31 августа 1961 г. по 25 ноября 1964 г. - ЦЛ-27)
(заводской № 1106)
3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 декабря 1949
г. заложен на заводе №445, спущен 29 апреля 1950 г., вступил встрой 19 декабря 1950
г. и 11 января 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 3 августа 1961
г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в ЦЛ, но 25 ноября 1964
г. возвращен в класс ЭМ и исключен из состава ВМФ СССР в связи с предстоящей
передачей ВМС Индонезии.. Впоследствии под наименованием “Darmuda” входил
в состав индонезийских ВМС, а в 1973 г. разоружен и продан на слом.
"Быстрый"
(заводской № 1107)
1 декабря 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 20 февраля 1950
г. заложен на заводе № 445, спущен 28 июня 1950 г., вступил в строй 19 декабря 1950
г. и 14 января 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 8 марта 1958
г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а
31 июля 1979 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделан на металл.
"Сердитый"(с 7 октября 1975 г. - СМ-169)
(заводской № 605)
7 октября 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 22 декабря 1949
г. заложен на заводе № 190, спущен 15 апреля 1950 г., вступил в строй 20 декабря 1950
г. и 28 января 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ.
С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 20-25 июля 1956 г. нанес визит в Роттердам
(Голландия) и 28 июня - 1 июля 1965 г. - в Стокгольм (Швеция). 1 декабря 1958 г. выведен
из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 14 июля 1961
г. расконсервирован и вновь введен в строй, 24 апреля 1974 г. вновь поставлен
на долговременное хранение, 14 марта 1975 г. разоружен и расформирован, 19 сентября 1975
г. превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 16 июля 1976
г. после потопления в Балтийском море при практических ракетных стрельбах
исключен из списков судов ВМФ.
"Способный"
(заводской № 606)
7 октября 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1 марта 1950 г.
заложен на заводе № 190, спущен 20 декабря 1950 г. и 28 января 1951 г., подняв Военно-морской
флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 15 - 18 октября 1953г. нанес визит в Гдыню (Польша)
и 12-17 октября 1955 г. - в Портсмут (Великобритания). С 24 декабря 1955 г. входил
в состав КБФ. 15 декабря 1957 г. передан ВМС Польши с переименованием в “Grom”,
26 декабря 1957 г. исключен из состава ВМФ СССР и 5 февраля 1958 г. расформирован,
а в середине 70-х гг. разоружен и сдан польским командованием на слом.
"Вихревой"
(заводской № 17)
1 декабря 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 28 февраля 1950 г.
заложен на заводе № 199, спущен 15 сентября 1950 г., вступил в строй 27 декабря 1950
г. и 18 марта 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 7-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. В период с 29 января 1959 г. по 20 июля 1961
г. модернизирован и перестроен на “Дальзаводе” во Владивостоке по проекту
31. 3 мая 1962 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен
на отстой, а 7 июня 1983 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей
в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 15 марта 1984 г. расформирован.
"Бурный"
(заводской № 1108)
1 декабря 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 18 мая 1950 г.
заложен на заводе № 445, спущен 29 августа 1950 г., вступил в строй 4 июня 1951
г. и 8 июля 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 15 - 18 октября 1953
г. нанес визит в Констанцу (Румыния) и 19-22 октября 1953 г. - в Бургас (Болгария).
30 июня 1959 г. выделен для передачи Египту, в январе 1962 г. передан в Александрии
его ВМС с переименованием в “Suez” и 9 февраля 1962 г. исключен из состава ВМФ
СССР, а в 1985 г. разоружен и продан египетским командованием на слом.
"Беспощадный"(с 19 октября 1988 г. - ПКЗ-36)
(заводской № 1109)
15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 28 мая 1950 г.
заложен на заводе № 445, спущен 30 сентября 1950 г., вступил в строй 27 июня 1951
г. и 29 июля 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 30 июня 1959
г. выделен для передачи Египту, в январе 1962 г. передан в Александрии
его ВМС с переименованием в “Damietta” и 9 февраля 1962 г. исключен из состава
ВМФ, но в 1968 г. возвращен египетским командованием СССР и 15 июля 1968 г.
под тем же наименованием - "Беспощадный” - вторично включен в состав ЧФ.
9 февраля 1988 г. разоружен, вновь исключен из состава ВМФ в связи с намечаемой
сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 17 июля 1988 г. расформирован,
однако 19 октября 1988 г. снят с прикола и переформирован в ПКЗ.
"Стремительный"(с 8 февраля 1982 г. - ПКЗ-33)
(заводской № 607)
7 октября 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 мая 1950 г.
заложен на заводе № 190, спущен 15 апреля 1951 г., вступил
в строй 4 июля 1951 г. и 5 августа 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в
состав 4-го ВМФ. 15-18 октября 1953 г. нанес визит в Гдыню (Польша) и 1 - 8 августа 1956
г. в Копенгаген (Дания). С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ, с 5 августа 1961 г. - в состав СФ и с 6 ноября 1967 г.- вновь в состав ДКБФ. В период с 20
октября 1957
г. по 5 августа 1961 г. модернизирован и перестроен в Ленинграде по проекту 31.
20 декабря 1969 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на
отстой, 29 июня 1981 г. расконсервирован, разоружен и переформирован в ПКЗ,
а 25 июня 1984 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ
для демонтажа и разделки на металл.
"Безжалостный"
(заводской № 1110)
15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 12 июля 1950 г.
заложен на заводе № 445, спущен 30 декабря 1950 г., вступил в строй 6 июля 1951
г. и 29 июля 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 28 февраля 1964
г. выделен для передачи ВМС Индонезии с переименованием в “Brawidjaja”,
9 мая 1964 г. исключен из состава ВМФ СССР и 21 апреля 1965 г. расформирован,
а в 1973 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.
"Отрадный"
(заводской № 188)
1 декабря 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 10 мая 1950 г.
заложен на заводе № 402, спущен 30 декабря 1950 г., вступил в строй 20 июля 1951
г. и 19 августа 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 8 июня 1970 г.
выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 15 марта 1984
г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа
и разделки на металл и 12 июня 1984 г. расформирован.
"Озаренный"(с 30 мая 1978 г. - СМ-449)
(заводской № 189)
1 декабря 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 6 июля 1950 г.
заложен на заводе № 402, спущен 7 марта 1951 г., вступил в строй 28 июля 1951
г. и 19 августа 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период
с 5 августа 1964 г. по 16 февраля 1966 г. и с 6 апреля 1969 г. по 31 декабря 1970 г. прошел в
Севастополе капитальный ремонт. 22 сентября 1967 г. перечислен в состав КЧФ, 19 апреля 1978
г. выведен из боевого состава, разоружен и превращен в СМ для обеспечения
выполнения боевых упражнений, а 31 июля 1980 г. исключен из списков судов
ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и 21 мая 1981 г. расформирован.
"Оберегающий"
(заводской № 190)
15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23 сентября 1950 г.
заложен на заводе № 402, спущен 11 мая 1951 г., вступил в строй 20 октября 1951
г. и 9 декабря 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 7 мая 1956
г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а
13 марта 1975 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
"Беззаветный"
(заводской №1111)
15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 28 сентября 1950 г.
заложен на заводе № 445, спущен 30 марта 1951 г., вступил в строй 11 ноября 1951
г. и 5 декабря 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 15 -
18 октября 1953 г. нанес визит в Констанцу (Румыния) и 19 - 22 октября 1953 г. - в
Бургас (Болгария). 30 июня 1959 г. исключен из состава ВМФ СССР в связи с
передачей ВМС Индонезии с переименованием в “Sutan Iskandar Muda”, в 1969
г. выведен в резерв и законсервирован, а в 1971 г. разоружен и продан индонезийским
командованием на слом.
"Сокрушительный"(с 31 августа 1977 г. - ОТ-20)
(заводской № 608)
7 октября 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 сентября 1950 г.
заложен на заводе № 190, спущен 30 июня 1951 г., вступил в строй 28 ноября 1951
г. и 27 января 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ.
С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 1 - 8 августа 1956 г. нанес визит в Копенгаген
(Дания) и 7-10 июля 1965 г. - в Гдыню (Польша). 26 ноября 1973 г. выведен из боевого
состава, законсервирован и поставлен на отстой, 18 июля 1977 г. разоружен
и переформирован в ОТ, а 16 августа 1979 г. исключен из списков плавсредств ВМФ
в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 5 марта 1980
г. расформирован.
"Охраняющий"
(заводской № 191)
15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25 ноября 1950
г. заложен на заводе № 402, спущен 26 июля 1951 г., вступил в строй 28 ноября 1951
г. и 13 января 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период
с 14 октября 1957 г. по 14 июля 1961 г. модернизирован и перестроен в Ленинграде по проекту 31. 3 мая 1962 г. выведен из боевого состава, законсервирован и
поставлен на отстой, а 27 февраля 1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ
в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 30 июля 1987
г. расформирован.
"Бесшумный"(с 1 октября 1985 г. - УТС-538)
(заводской № 1112)
15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 31 октября 1950
г. заложен на заводе № 445, спущен 31 мая 1951 г., вступил в строй 30 ноября 1951
г. и 31 декабря 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. В 1959
- 1960 гг. модернизирован и перестроен в Николаеве по проекту 31. В период
с 15 июня по 24 сентября 1961 г. совершил переход по Севморпути из Североморска на
Дальний Восток и 26 сентября 1961 г. перечислен в состав ТОФ. 15 июня 1979 г. разоружен
и исключен из состава ВМФ в связи с намечаемой передачей в ОФИ для разборки,
но 1 октября 1985 г. снят с прикола и превращен в УТС, а в сентябре 1994 г.
окончательно исключен из списков плавсредств ВМФ и сдан в ОФИ для демонтажа
и разделки на металл.
"Осторожный"
(заводской № 192)
15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25 января 1951 г.
заложен на заводе № 402, спущен 25 сентября 1951 г., вступил в строй 20 декабря 1951
г. и 13 января 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период
с 10 ноября 1959 г. по 28 февраля 1961 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт,
после чего выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в губе
Сайда на отстой, а 15 декабря 1981 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи
с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 8 февраля 1982 г. расформирован.
"Видный"(с 3 октября 1961 г. - ПБО-36, с 29 апреля 1966 г. - ЦЛ-90,
с 12 февраля 1971 г. - УТС-263)
(заводской № 18)
15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 27 мая 1950 г.
заложен на заводе № 199, спущен 17 мая 1951 г., вступил в строй 21 декабря 1951
г. и 10 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 3 августа 1961 г. выведен из боевого состава,
разоружен и переформирован в плавучую ракетно-техническую базу, 29 апреля 1966
г. переклассифицирован в ЦЛ. 20 декабря 1969 г. расформирован и поставлен на
отстой, но 12 февраля 1971 г. снят с прикола и превращен в УТС, а 30 мая 1983 г.
исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа
и разделки на металл.
"Беспокойный"
(заводской № 1113)
15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16 января 1951 г.
заложен на заводе № 445, спущен 30 июня 1951 г., вступил в строй 21 декабря 1951
г. и 27 января 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31 мая
- 4 июня 1954 г. нанес визит в Дуррес (Албания). 30 июня 1959 г. исключен из
состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Индонезии с переименованием в
“Sandjaja”, в 1969 г. выведен в резерв и законсервирован, а в 1971 г. разоружен
и продан индонезийским командованием на слом.
"Верный"
(заводской № 19)
15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 июля 1950 г.
заложен на заводе № 199, спущен 17 мая 1951 г., вступил в строй 26 декабря 1951
г. и 10 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. В период с 11 ноября 1957 г. по 28 апреля 1961
г. модернизирован и перестроен на “Дальзаводе” во Владивостоке по проекту
31. 3 мая 1962 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен
на отстой, а 21 марта 1981 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с
передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 28 августа 1981 г. расформирован.
"Внимательный"
(заводской № 21)
15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 31 октября 1950
г. заложен на заводе № 199, спущен 2 августа 1951 г., вступил в строй 26 декабря 1951
г. и 10 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 18 марта 1972 г. выведен из боевого состава,
законсервирован и поставлен на отстой, но 21 мая 1981 г. расконсервирован
и вновь введен в строй, а 27 июля 1986 г. разоружен, исключен из состава ВМФ
в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 5 марта 1987
г. расформирован.
"Внезапный"
(заводской № 20)
15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23 сентября 1950 г.
заложен на заводе № 199, спущен 14 июня 1951 г., вступил в строй 28 декабря 1951
г. и 10 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 7-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 17 февраля 1959 г. исключен из состава ВМФ
СССР в связи с передачей ВМС Индонезии с переименованием в “Sawung-galing”,
а в 1971 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.
"Выразительный"
(заводской № 22)
15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 14 декабря 1950
г. заложен на заводе № 199, спущен 26 августа 1951 г., вступил в строй 29 декабря 1951
г. и 10 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 22 ноября 1962 г. исключен из состава ВМФ
СССР в связи с передачей ВМС Индонезии с переименованием
в “Singaman-garadja”, в 1969 г. выведен в резерв и законсервирован, а в
1971 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.
"Волевой"
(заводской № 23)
15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1 марта 1951 г.
заложен на заводе № 199, спущен 11 сентября 1951 г., вступил в строй 29 декабря 1951
г. и 10 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 17 февраля 1959 г. исключен из состава ВМФ
СССР в связи с передачей ВМС Индонезии с переименованием в “Siliwangi”,
а в 1973 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.
"Окрыленный"
(заводской № 193)
15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 24 марта 1951 г.
заложен на заводе № 402, спущен 17 октября 1951 г., вступил в строй 31 декабря 1951
г. и 17 февраля 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 1 декабря 1958
г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но
18 сентября 1965 г. расконсервирован и вновь введен в строй. В период с 23 декабря 1969
г. по 5 августа 1971 г. и с 2 мая 1972 г. по 8 сентября 1972 г. прошел в Ленинграде капитальный
ремонт, а 25 декабря 1978 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей
в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 22 февраля 1980 г. расформирован.
"Безбоязненный"(с 19 августа 1974 г. - СМ-274)
(заводской № 1114)
26 марта 1951 г. заложен на заводе № 445 и 22 июня 1951 г. зачислен
в списки кораблей ВМФ, спущен 31 августа 1951 г., вступил в строй 11 января 1952 г.
и 6 июля 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 15 - 18 октября 1953
г. нанес визит в Констанцу (Румыния) и 19 - 22 октября 1953 г. - в Бургас (Болгария).
В 1959-1961 гг. модернизирован и перестроен в Николаеве по проекту 31.
В период с 15 июня по 24 сентября 1961 г. совершил переход по Севморпути из Североморска
на Дальний Восток и 26 сентября 1961 г. перечислен в состав ТОФ. 13 августа 1976 г. выведен
из боевого состава, разоружен и превращен в СМ для обеспечения выполнения
боевых упражнений, а 12 августа 1977 г. исключен из списков судов ВМФ в связи
с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
"Свободный"(с 28 июля 1983 г. - СМ-132)
(заводской № 609)
15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 27 ноября 1950
г. заложен на заводе № 190, спущен 20 августа 1951 г., вступил в строй 23 июня 1952
г. и 3 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ.
16-21 июля 1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция), 12-18 сентября 1957 г. - в Сплит
(Югославия), 21 сентября - 1 октября 1957 г. - в Латакию (Сирия), 7 - 11 августа 1958 г. и 13
- 17 августа 1960 г. - в Хельсинки (Финляндия). С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 19 января 1983 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с намечаемой
передачей в ОФИ для разборки и 7 июня 1983 г. расформирован, но 28 июля 1983
г. снят с прикола и превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений.
"Статный"
(заводской № 610)
15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1 марта 1951 г.
заложен на заводе № 190, спущен 28 октября 1951 г., вступил в строй 4 августа 1952
г. и 10 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ.
16 - 21 июля 1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция) и 13 - 17 августа 1960 г. -
в Хельсинки (Финляндия). С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 10 марта 1969
г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а
8 июля 1982 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ
для демонтажа и разделки на металл и 1 октября 1982 г. расформирован.
"Сметливый"
(заводской № 611)
15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 24 мая 1951 г.
заложен на заводе № 190, спущен 17 ноября 1951 г., вступил в строй 5 августа 1952
г. и 11 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ.
15-18 октября 1953 г. нанес визит в Гдыню (Польша) и 12 - 17 октября 1955 г. - в Портсмут
(Великобритания). С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 14 ноября 1955 г. выделен
для передачи Египту, 11 июня 1956 г. передан в Александрии его ВМС и переименован
в “Al Zaffer”, 18 июля 1956 г. расформирован и 30 июля 1956 г. исключен из состава
ВМФ СССР, а в 1985 г. разоружен и продан египетским командованием на слом.
"Безукоризненный"(с 3 октября 1961 г. - ЦЛ-78 (ПБО-31), с
27 июня 1964 г. - ПКЗ-32)
(заводской № 1116)
22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29 июля 1951 г.
заложен на заводе № 445, спущен 31 января 1952 г., вступил в строй 30 сентября 1952
г. и 19 октября 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31 мая
- 4 июня 1956 г. нанес визит в Сплит (Югославия), 5 - 10 июня 1956 г. и 30 августа
- 3 сентября 1957 г. - в Дуррес (Албания). 18 июля 1960 г. перечислен в состав СФ,
3 августа 1961 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован
в плавучую ракетно-техническую базу, 29 мая 1964 г. переформирован в ПКЗ,
а 3 января 1967 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для
демонтажа и реализации и в 1967 - 1968 гг. на базе “Главвторчермета” в
Мурманске разделан на металл.
"Безотказный"
(заводской № 1115)
22 июня 1951 г. заложен на заводе № 445 и зачислен в списки
кораблей ВМФ, спущен 31 октября 1951 г., вступил в строй 4 октября 1952 г. и 12 октября 1952
г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 18 июля 1960 г. перечислен
в состав СФ, а 15 ноября 1967 г. возвращен в состав КЧФ. В период с 25 ноября 1964 г.
по 13 ноября 1965 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт. 1 октября 1970 г. - 31 мая 1971
г. и 1 ноября 1971 г. - 30 апреля 1972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял
боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 25 апреля 1985 г.
разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа
и разделки на металл и 1 октября 1985 г. расформирован.
"Смотрящий"
(заводской № 612)
15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 июня 1951 г.
заложен на заводе № 190, спущен 19 февраля 1952 г., вступил в строй 4 ноября 1952
г. и 6 ноября 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ.
18 - 27 апреля 1955 г. и 12-17 октября 1955 г. нанес визиты в Портсмут (Великобритания).
С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 7 мая 1956 г. выведен из боевого состава,
законсервирован и поставлен на отстой, но 24 апреля 1974 г. расконсервирован
и вновь введен в строй, а 14 февраля 1978 г. разоружен, исключен из состава ВМФ
в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 19 апреля 1978
г. расформирован.
"Отчаянный"
(заводской № 195)
15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25 августа 1951 г.
заложен на заводе № 402, спущен 29 декабря 1951 г., вступил в строй 25 ноября 1952
г. и 21 декабря 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 30 августа
- 3 сентября 1958 г. нанес визит в Осло (Норвегия) и 8 - 12 сентября 1958 г. - в Гетеборг
(Швеция). 23 октября 1959 г. перечислен в состав КБФ, 15 апреля 1961 г. возвращен
в состав СФ, а 1 октября 1964 г. переведен в состав ЧФ. 1 марта - 31 мая 1968 г., находясь
в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным
силам Египта. В июне 1968 г. передан в Александрии ВМС Египта с переименованием
сначала в “Al Nasser” и в 1973 г. - в "6 Oktober”, а в 1986 г. разоружен
и продан египетским командованием на слом.
"Опасный"
(заводской № 196)
15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 20 октября 1951
г. заложен на заводе № 402, спущен 1 июня 1952 г., вступил в строй 9 декабря 1952
г. и 4 января 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период
с 14 октября 1957 г. по 6 марта 1962 г. модернизирован и перестроен в Ленинграде
по проекту 31. 3 мая 1962 г. выведен из боевого состава, законсервирован
и поставлен на отстой, но 31 июля 1979 г. расконсервирован и вновь введен
в строй. В период с 11 декабря 1981 г. по 3 августа 1983 г. прошел в Мурманске капитальный
ремонт. 16 октября 1984 г. перечислен в состав ДКБФ, а 5 марта 1987 г. разоружен,
исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки
на металл и 30 июля 1987 г. расформирован.
"Бессменный"
(заводской № 1117)
22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 12 сентября 1951 г.
заложен на заводе № 445, спущен 31 марта 1952 г., вступил в строй 10 декабря 1952
г. и 28 декабря 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31 мая - 4 июня 1956 г. нанес визит в Сплит (Югославия) и 5 - 10
июня 1956 г. - в Дуррес
(Албания). В конце 1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован
и поставлен на отстой, но 10 августа 1961 г. расконсервирован и вновь введен
в строй. 1 марта - 31 мая 1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял
боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В июне 1968
г. передан в Александрии ВМС Египта с переименованием в “Damietta”, а в
1986 г. разоружен и продан египетским командованием на слом.
"Отзывчивый"
(заводской № 194)
15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30 мая 1951 г.
заложен на заводе № 402, спущен 29 декабря 1951 г., вступил в строй 20 декабря 1952
г. и 11 января 1953 г,. подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 16 декабря 1966
г. перечислен в состав КЧФ. 1 января - 31 декабря 1968 г., находясь в зоне военных
действий, выполнял боевую задачу .по оказанию помощи вооруженным силам
Египта. 18 июля 1977 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей
в ОФИ для демонтажа и реализации, 13 февраля 1978г. расформирован.
"Совершенный"
(заводской № 612)
15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16 июля 1951 г.
заложен на заводе № 190, спущен 24 апреля 1952 г., вступил в строй 24 декабря 1952
г. и 4 января 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ.
10 - 14 июля 1954 г. нанес визит в Хельсинки (Финляндия), 12-17 октября 1955 г.
и 18-27 апреля 1956 г. - в Портсмут (Великобритания). С 24 декабря 1955 г. входил
в состав КБФ и с 15 июля 1968 г. - в состав КЧФ. 7 мая 1956 г. выведен из боевого
состава, законсервирован и поставлен на отстой, но в 1967 г. расконсервирован
и вновь введен в строй. 1-31 июня 1967 г. и 1 января - 31 декабря 1968 г., находясь
в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным
силам Египта. 5 марта 1987 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с
передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 30 июля 1987 г. расформирован
и впоследствии на базе “Главвторчермета” в Севастополе разделан на металл.
"Серьезный"
(заводской № 616)
22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25 октября 1951
г. заложен на заводе № 190, спущен 13 июля 1952 г., вступил в строй 24 декабря 1952
г. и 4 января 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ.
16 - 21 апреля 1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция). С 24 декабря 1955 г. входил
в состав КБФ и с 16 августа 1967 г. - в состав КЧФ. 28 мая 1957 г. выведен из боевого
состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 10 августа 1961 г. расконсервирован
и вновь введен в строй. 1 января - 31 декабря 1968 г., находясь в зоне военных действий,
выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период
с 10 февраля 1977 г. по 22 мая 1986 г. вновь находился в консервации, а 5 марта 1987
г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа
и разделки на металл и 30 июля 1987 г. расформирован.
"Вольный"
(заводской № 24)
15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 12 июня 1951 г.
заложен на заводе № 199, спущен 4 июня 1952 г., вступил в строй 31 декабря 1952
г. и 1 февраля 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. В период с 17 января 1976 г. по 1979
г. прошел на “Дальзаводе” во Владивостоке капитальный ремонт. 8 мая 1979
г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а
15 декабря 1981 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 15 апреля 1982 г. расформирован.
"Вкрадчивый"
(заводской № 25)
15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 14 июля 1951 г.
заложен на заводе № 199, спущен 4 июня 1952 г., вступил в строй 31 декабря 1952
г. и 1 февраля 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 1 декабря 1958 г. выведен из боевого состава,
законсервирован и поставлен на отстой, а 30 января 1979 г. разоружен, исключен
из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл
и 9 февраля 1979 г. расформирован.
"Вдумчивый"(с 13 августа 1976 г. - ОТ-1)
(заводской № 26)
22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5 ноября 1951 г.
заложен на заводе № 199, спущен 31 июля 1952 г., вступил в строй 31 декабря 1952 г.
и 1 февраля 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953
г. входил с состав ТОФ. 21 - 26 июня 1956 г. нанес визит в Шанхай (Китай).
В период с 7 апреля 1959 г. по 11 сентября 1960 г. прошел на “Дальзаводе” во Владивостоке
капитальный ремонт. 13 августа 1976 г. выведен из боевого состава, разоружен
и переформирован в ОТ, а 28 апреля 1977 г. исключен из списков плавсредств ВМФ
в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 10 февраля 1978
г. расформирован.
"Солидный"
(заводской № 617)
22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 4 января 1952 г.
заложен на заводе № 190, спущен 17 августа 1952 г., вступил в строй 31 декабря 1952
г. и 18 января 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ.
С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 14 ноября 1955 г. выделен для передачи
Египту, 11 июня 1956 г. передан в Александрии его ВМС и переименован в “AI
Nasser”, 18 июля 1956 г. расформирован и 30 июля 1956г. исключен из состава
ВМФ, но в 1968 г. возвращен СССР и 15 июля 1968 г. под тем же наименованием - “Солидный" - зачислен в состав КЧФ, а 15 апреля 1987 г. разоружен, вторично
исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки
на металл и 30 июля 1987 г. расформирован.
"Пылкий"
(заводской № 619)
22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 20 апреля 1952 г.
заложен из секций, собранных заводом № 190, на заводе № 445, спущен 31 июля 1952
г., вступил в строй 31 декабря 1952 г. и 18 января 1953 г., подняв Военно-морской
флаг, вошел в состав ЧФ. 28 февраля 1964 г. выделен для передачи ВМС Индонезии
с переименованием в “Diponegoro”, 9 мая 1964 г. исключен из состава ВМФ СССР
и 21 апреля 1965 г. расформирован, а в 1973 г. разоружен и продан индонезийским
командованием на слом.
"Вразумительный"
(заводской № 27)
22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 декабря 1951
г. заложен на заводе № 199, спущен 3 сентября 1952 г., вступил в строй 10 января 1953
г. и 1 февраля 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ.
С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 21 - 26 июня 1956 г. нанес визит в Шанхай
(Китай). 7 февраля 1977 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей
в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 18 июля 1977 г. расформирован.
"Оживленный"(с 31 августа 1961 г. по 24 июня 1965 г. - ЦЛ-21)
(заводской № 197)
22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 12 января 1952 г.
заложен на заводе № 402, спущен 4 августа 1952 г., вступил в строй 24 января 1953
г. и 23 февраля 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 3 августа 1961
г. был выведен из боевого состава и переклассифицирован в ЦЛ, но 24 июня 1965
г. возвращен в боевой состав и вновь переклассифицирован в ЭМ. 15 ноября 1967
г. перечислен в состав КЧФ. 1 апреля - 30 июля 1972 г., находясь в зоне военных
действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта,
а 1-31 октября 1973 г. - вооруженным силам Сирии. 2 июня 1976 г. разоружен, исключен
из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и 1 февраля 1977 г. расформирован.
"Степенный"
(заводской № 618)
22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 11 февраля 1952 г.
заложен на заводе № 190, спущен 22 сентября 1952 г., вступил в строй 11 февраля 1953
г. и 1 марта 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ.
16-21 июля 1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция) и 7 - 11 августа 1958 г. - в
Хельсинки (Финляндия). С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 28 февраля 1961
г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но
8 июля 1968 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 14 марта 1986 г. разоружен,
исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки
на металл и 22 июля 1986 г. расформирован.
"Ожесточенный"(с 31 августа 1961 г. - ЦЛ-22, с 10 августа 1962 г. - ОС-19)
(заводской № 198)
22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 3 апреля 1952 г.
заложен на заводе № 402, спущен 26 сентября 1952 г., вступил в строй 14 марта 1953
г. и 5 апреля 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 3 - 7 августа 1956
г. нанес визит в Осло (Норвегия) и 8 - 12 августа 1956 г. - в Гетеборг (Швеция).
3 августа 1961 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в ЦЛ, 4 июля 1962
г. переформирован в ОС, а 12 марта 1971 г. разоружен и исключен из состава
ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. |