"Хасан"
(Проект 1190)
Самые крупные и мощные речные корабли в мире. Начало
работ по ним относится к 1933 г. В то время половину о. Сахалин
оккупировала Япония, и таким образом мелководный Татарский пролив являлся
пограничным. А оттуда по полноводному Амуру легко можно было достигнуть
до Хабаровска, а позже Комсомольск. По этой причине оборона Амурского
лимана и низовьев Амура являлась актуальной задачей. Правда, развитие
событий в 1945 г. несколько отличалось от того, как это виделось в
середине 30-х годов. Отсутствие противников в данном районе исключило
применение имеющихся 2-х мониторов в ходе военных действий с Японией.
После освобождения Сахалина они стали вообще не нужны на Дальнем Востоке:
слишком большая осадка делала невозможным их применение на пограничном
участке Амура, а слишком низкая мореходность не позволяла эффективно
использовать их в районе пролива Лаперуза и Южных Курил. По этой причине,
прослужив довольно малых промежуток времени они были выведены из боевого
состава флота.
ХАСАН (до 25 сентября 1940 - Лазо)
(заводской № 233/9671)
ТТХ на 1944 г |
Длина - 88,03 м |
Ширина - 11,09 м |
Осадка - 2,94 м |
Водоизмещение -
стандартное - 1704 ; нормальное - 1802
; полное - 1900 т |
Высота над
ватерлинией - верхней палубы -
1,3 м ; палубы бака - 2,6 м ; палубы
юта - 1,2 м; ходового мостика - 8,3 м ;
клотика - 21,3 м |
Силовая установка -
4 дизеля 38-КР-8 мощностью 800
л.с., вспомогательный котел |
Время
приготовления машин к походу -
нормальное - 10 минут |
Рулевое
устройство - 1 руль ; посты
управления рулем - ходовой мостик,
боевая рубка, румпельное отделение |
Движители
- 4 трехлопастных винта |
Топливо -
дизельное: запас - нормальный - 89 т ;
полный - 171,2 т |
Запас воды
- 32,7 т |
Скорость хода -
максимальная - 15,4
узла ; экономическая - 10,15 узла |
Дальность плавания - 5919
миль при 10 узлах ; 5513 миль при 10
узлах |
Броня -
главный бортовой пояс - 75 мм (цитадель
28-100 шпангоут), 37,5 мм (оконечности)
: верхняя палуба - 40 мм (цитадель), 20
(оконечности) : траверсы - 20 мм :
боевая рубка - крыша - 50 мм ; боковые
стенки - 100 мм |
Противоминная
защита - второе дно, продольные
бортовые переборки. |
Вооружение -
3x2-130-мм (900 выстрелов), 2x2-76,2-мм
(1200 выстрелов, 84 в кранцах) и 3x2-45-мм орудия
(3000+2000 в перегруз выстрелов, 216 в
кранцах), 5х2-12,7-мм пулеметов, 29 мин
образца 1926 г. ; 2 бомбосбрасывателя ;
12 глубинных бомб М-1 ; 2 боевых
прожектора |
Приборы
управления стрельбой - ПУС
главного калибра - схема ПУС "Мол" ;
ПУС зенитного калибра дальнего боя - "Мол-З"
; открыто расположенные дальномеры:
ДМ-1,5 |
Экипаж - 251 человек
(офицеров - 17 ; старшин - 51 ; рядовых
- 183) |
Мореходность
- 6 баллов |
Источники
электроэнергии - 4
дизель-генератора суммарной мощностью
64 кВт, напряжение 230 В постоянного
тока |
Пожарные
насосы - 2 производительностью
60 т/ч при давлении = 18 кг/см2 |
Водоотливные
средства - 16 насосов
производительностью 40-50 т/ч |
Плавсредства
- катер с мотором ЗИС-5, шестивесельный
ял, четырехвесельный ял. |
Дополнительное
оборудование - гирокомпас Курс-1
; 2 127 мм магнитных компаса ; лаг ГО -III
; ручной лот |
Параметры циркуляции
На скорости |
15,4 узла |
10,45 узла |
Положение руля |
30º |
30º |
Диаметр, кб |
3,9 |
2,3 |
Время на 180º |
1 мин 39 с |
2 мин 20 с |
Время на 360º |
3 мин 03 с |
4 мин 35 с |
Заложен 15 июля 1936 на заводе «Красное Сормово»
в Горьком. Перевезен 260 фрагментами на Дальний Восток и перезаложен
4 ноября 1939 на заводе им. С.М. Кирова в Хабаровске, спущен 30 августа 1940, вступил в строй 1
февраля 1942 (Военно-морской флаг поднят
14 ноября 1941) и 4 ноября 1942 включен в состав СТОВФ ТОФ. С 19
октября 1945 входил в состав СахВФ ТОФис 17 января 1947 - в
состав 7-го ВМФ.
12 января 1949 отнесен к подклассу морских МН, а 8 ноября 1951 - к подклассу речных МН. 7
сентября 1955 выведен из боевого состава,
законсервирован и переведен в состав КАФ и 1 декабря 1955 - в состав ТОФ, а 23
марта 1960 разоружен, исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей Хабаровскому ССЗ для
использования в служебно-вспомогательных целях и 13 июня 1960 расформирован. (?) ПЕРЕКОП
(до 25 сентября 1940 - Симбирцев)
(заводской №
234/9672)
Длина - 88,03 м |
Ширина - 11,09 м |
Осадка - 2,94 м |
Водоизмещение - 1900 т |
Силовая установка -
4x800 л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 15,4
узла ; экономическая - 10,15 узла |
Дальность плавания - 5919
миль |
Вооружение -
3x2-130-мм (первоначально 3x1-130-мм), 2x2-76,2-мм и 3x2-45-мм орудия, 10-12,7-мм
пулеметов, 29 мин |
Экипаж - 251 человек |
Заложен 15 июля 1936 на заводе «Красное Сормово» в Горьком.
Перевезен 260 фрагментами на Дальний Восток и перезаложен 19
декабря 1939 на заводе им. С. М. Кирова в
Хабаровске, спущен 14 июня 1941, вступил в строй 24
декабря
1943 и 30 января 1944, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СТОВФ ТОФ. С 19
октября 1945 входил в состав СахВФ ТОФ
и с 17 января 1947 - в состав 7-го ВМФ. 12 января 1949 отнесен к подклассу морских МН, а 8
ноября 1951 - к подклассу речных МН.
11 июня 1953 выведен из боевого состава, законсервирован и переведен в состав КАФ и 1
декабря 1955 - в состав ТОФ. 23 марта 1960
разоружен, исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей Хабаровскому ССЗ для использования в служебно-вспомогательных целях и 13
июня 1960 расформирован. (?)
СИВАШ (до 25 сентября 1940 - Серышев, с 5
октября 1960 - ПКЗ-22, с 31 июля 1963 - ПКДС-7) (заводской № 235/9673)
Длина - 88,03 м |
Ширина - 11,09 м |
Осадка - 2,94 м |
Водоизмещение - 1900 т |
Силовая установка -
4x800 л.с. |
Скорость хода -
максимальная - 15,4
узла ; экономическая - 10,15 узла |
Дальность плавания - 5919
миль |
Вооружение -
3x2-130-мм, 2x2-76,2-мм и 3x2-45-мм орудия, 10-12,7-мм пулеметов, 29 мин |
Экипаж - 251 человек |
Заложен 15 июля 1936 на
заводе «Красное Сормово» в Горьком. Перевезен 260 фрагментами на Дальний
Восток и перезаложен 20 августа 1940 на заводе им. С. М. Кирова в Хабаровске, спущен 1
октября 1941,
вступил в строй 31 октября 1946 и 7 ноября 1946, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СахВФ ТОФ. С 17
января 1947 входил в состав
7-го ВМФ. 12 января 1949 отнесен к подклассу морских МН, а 8
ноября 1951 - к подклассу речных МН. 11 июня 1953 выведен из боевого состава, законсервирован и
переведен в состав КАФ, а 1 декабря 1955 - в состав ТОФ. 15 сентября 1960 разоружен и переформирован сначала в ПКЗ, а 31
июля 1963 - в
плавучую контрольно-дозиметрическую станцию. 28 февраля 1968 исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, но впоследствии посажен на грунт в районе Петропавловска-Камчаского. |