Ракетные катера пр. 1241.1 и пр. 1241РЭ
Водоизмещение, т:
— стандартное 392, 380 (Для ракетных катеров пр. 1241РЭ),
- полное 469, 455 (Для ракетных катеров пр. 1241РЭ) |
Главные размерения, м: |
— длина наибольшая (по КВЛ) 56,1 (49,5) |
— ширина наибольшая 10,2 (8,74) |
— осадка при полном водоизмещении
по корпусу 2,5, 2,3 (Для ракетных катеров пр. 1241РЭ) |
— осадка при полном водоизмещении
по винтам 4,15 |
Главная энергетическая установка:
— тип газотурбинная, с совместной работой
форсажных и маршевых двигателей |
— количество х тип (суммарная
мощность, л. с.) форсажных ГТД , 2 х М-70 (24 000),
— количество х тип (суммарная
мощность, л. с.) маршевых ГТД 2 х М-75 (10 000),
— количество х тип движителей 2 х ВФШ,
— количество х тип (мощность, кВт)
источников тока ЭЭС 2 х ДГ (по 200) + 1 х ДГ (100) |
Скорость хода, уз:
— наибольшая 42,
— экономическая 13 |
Дальность плавания, мили:
— ходом 43 уз 760, 840 (Для ракетных катеров пр. 1241РЭ),
- ходом 13 уз 1400, 2 000 (Для ракетных катеров пр. 1241РЭ) |
Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 41 (5) |
Автономность по запасам провизии, сут 10 |
Вооружение: |
Комплекс противокорабельных ракет:
— наименование «Термит» или П-20М (Для ракетных катеров пр. 1241РЭ),
— количество ПУ х направляющих
(тип ПУ) 2x2 (ТПК), - боезапас 4 ПКР П-15М, П-20 (Для ракетных катеров пр. 1241РЭ) |
Зенитный ракетный комплекс:
— наименование «Стрела-3»,
— количество ПУ х направляющих
(тип ПУ) 1 х 4 (ПЗРК), - боезапас 16 ЗР, 12 ЗР (Для ракетных катеров пр. 1241РЭ) |
Артиллерийские комплексы:
— количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 1-76/59 (АК-176),
— боезапас 316 выстрелов,
— количество АУ х стволов (тип АУ) 2 х 1-30-мм (АК-630),
— боезапас 600 выстрелов,
— СУАО «Вымпел» (МР-123/176) |
Радиоэлектронное:
— РЛК обнаружения НЦ
и целеуказания «Монолит-Т» (Только на ракетных катерах пр. 1241.1),
— навигационная РЛС «Кивач-2»,
— комплекс средств РЭБ «Вымпел-Р2»,
— количество ПУ х направляющих
(тип ПУ) СППП 2 х 16-82-мм (ПК-16) |
Ракетный катер пр. 1241.1 (шифр «Молния-1») был спроектирован в ЦМКБ «Алмаз»
под руководством Е.И. Юхнина. Катер пр. 1241Т является первым вариантом ракетных
катеров семейства «Молния» (Пр. 1241 под шифром «Молния» изначально
предполагалось сделать базовым для системы катеров в ракетном, противолодочном
и патрульном (пограничном) вариантах с общим корпусом и энергетикой. Они должны
были отличаться друг от друга лишь составом вооружения. На практике эти планы
полностью реализовать не удалось), которые создавались под крылатые ракеты
«Москит» и в качестве главных механизмов должны были иметь дизель-газотурбинную
установку. Однако в связи с задержкой в освоении промышленностью ПКРК «Москит»
и ДГТУ первая серия ракетных катеров этого семейства (пр. 1241.1) оснащалась
ПКРК «Термит» и газотурбинной ЭУ. В экспортном варианте (пр. 1241РЭ) данные
корабли имели ПКРК П-20 и также газотурбинную силовую установку. Корпус у катера гладкопалубный, стальной, с небольшой седловатостью и
комбинированными обводами. Он разделен водонепроницаемыми переборками на
девять отсеков. Надстройки (за исключением газоотбойников) выполнены из легких
сплавов.
Главные механизмы располагаются в двух смежных отсеках. Двухвальная установка
обеспечивает при развитии полного хода совместную работу на гребной вал как
форсажных, так и маршевых двигателей. Кроме того, предусмотрена возможность
работы любого из маршевых двигателей на оба валопровода. Подобная схема
позволяет обеспечивать приемлемую дальность плавания при сравнительно небольших
размерах корабля. В период с 1979 г. по 1983 г. для советского флота было построено 12 катеров пр.
1241.1. Еще один корабль пр. 1241РЭ (зав. № 1710) передали учебному центру в
Риге, где готовились экипажи для иностранных катеров семейства «Молния». Кроме того, два катера пр. 1241РЭ строились по заказу правительства Вьетнама.
После того, как заказ аннулировали, их включили в состав российского флота. По состоянию на декабрь 2001 г. в составе российского флота находились семь
катеров пр. 1241.1 и пр. 1241РЭ. Еще два корабля входили в состав ВМС Украины.
Калининградский комсомолец
(зав. № 401, до 1979
г. - P-5, с 1992
г. - Р-49). Приморский ССЗ (г. Ленинград):
Спущен - 1975 г.;
Вступил в строй
- 1979 г. Входил в состав БФ, а с 1998 г. входит в состав КФл.
Р-255
(зав. № 403, с января 1992 г.-Р-26) Приморский ССЗ (г. Ленинград):
Вступил в строй
- 1980 г. Входил в состав БФ. В 2000 г. был исключен из боевого состава флота и передан
ОРВИ для утилизации. Полтавский комсомолец
(зав. № 404, с января 1992
г. - Р-256) Приморский ССЗ (г.
Ленинград): Вступил в строй - 1982 г. Входит в состав ЧФ. Р-6
(зав. № 405) Приморский ССЗ (г. Ленинград):
Вступил в строй
- 1983 г. Входил в состав БФ. В 2000 г. был исключен из боевого состава флота и передан
ОРВИ для утилизации. Краснодарский комсомолец
(зав. № 200, с декабря 1991 г. - P-54) Средне-Невский
ССЗ (г. Ленинград): Заложен - 21.04.1981 г.; Спущен - 18.12.1982 г.; Вступил в
строй - 30.12.1983 г. Входил в состав ЧФ. В 1991 г. на СРЗ № 13 корабль прошел средний ремонт.
12.08.1997 г. его в плохом техническом состоянии передали правительству Украины
и переименовали в Шкополь. Катер до 2000 г. использовался в качестве плавказармы.
В начале 2001 г. велись переговоры о приобретении его правительством Грузии.
Р-63
(зав. № 202,
б. Куйбышевский
комсомолец) Средне-Невский ССЗ (г.
Ленинград): Заложен - 19.11.1981 г.; Спущен - 23.12.1983 г.; Вступил в строй - 31.08.1985 г. С конца 1991 г. по октябрь 1992 г. прошел средний ремонт на СРЗ № 13. Входил в
состав ЧФ. 12.08.1997 г. катер передали правительству Украины и переименовали в
Кременчук. Из-за плохого технического состояния он до 2000 г. использовался в
качестве плавказармы.
В начале 2001 г. велись переговоры о приобретении катера правительством Грузии
(с ПКРК «Термит-Р»). Р-129
(зав. № 204) Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград):
Заложен - 03.02.1983 г.;
Спущен - 19.11.1984
г.; Вступил в строй -
28.12.1985 г. По состоянию на декабрь 1991 г. входил в состав БФ.
Р-257
(зав. № 205) Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград):
Заложен - 03.05.1983 г.;
Спущен - 01.08.1985
г.; Вступил в строй -
31.10.1986 г. По состоянию на декабрь 1991 г. входил в состав БФ.
Р-42
(зав. № 901) Хабаровский ССЗ:
Вступил в строй
- 1983 г. Входил в состав ТОФ. В 1999 г. был исключен из боевого состава флота и передан
ОРВИ для утилизации. Р-45
(зав. № 902) Хабаровский ССЗ:
Вступил в строй
- 1983 г. Входит в состав ТОФ.
Р-69
(зав. № 903) Хабаровский ССЗ:
Вступил в строй
- 1983 г. Входил в состав ТОФ. В 1995 г. был исключен из боевого состава флота и передан
ОРВИ для утилизации. Р-79
(зав. № 904) Хабаровский ССЗ:
Вступил в строй
- 1983 г.
Входит в состав ТОФ.
Р-26
(зав. №
01710, пр.
1241РЭ) Рыбинский ССЗ:
Вступил в строй
- 1981 г. Корабль был специально построен для подготовки экипажей катеров, строившихся на
экспорт. Он был приписан к учебному центру в Риге. В 1992 г. Р-26 перебазировали
в Балтийск. Корабль в декабре 2002 г. исключили из боевого состава флота и
передали ОРВИ для утилизации. РК-104
(зав. № 01728, пр. 1241РЭ) Рыбинский ССЗ:
Вступил в строй
- 1994 г. Строился по заказу правительства Вьетнама. В 1994 г. после аннулирования заказа
находился в Севастополе. 24.06.1994 г. перешел в Новороссийск, а затем в
Каспийск, где был законсервирован и поставлен на прикол. РК-69
(зав. №
01729, пр.
1241РЭ) Рыбинский ССЗ:
Вступил в строй
- 1994 г. Строился по заказу правительства Вьетнама. В 1994 г. после аннулирования заказа
находились в Севастополе. 24.06.1994 г. перешел в Новороссийск, а затем в
Каспийск, где был законсервирован и поставлен на прикол. |