Торпедные катера пр. 206М
Водоизмещение, т:
— стандартное 218,
— полное 250 |
Главные размерения, м: |
— длина наибольшая (по ВЛ) 39,5 (37,5) |
— ширина корпуса наибольшая 7,6 |
— ширина по крыльям 12,5 |
— осадка средняя на стопе по корпусу 2,01 |
— осадка по крыльям 3,24 |
Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 25 (4) |
Автономность по запасам провизии, сут 5 |
Главная энергетическая установка:
— тип дизельная
— количество х тип
(суммарная мощность, л. с.) ГТД 3 х М 504 (15 000),
— количество х тип движителей 3 х ВФШ |
Скорость хода наибольшая, уз 44 |
Дальность плавания, мили:
— ходом 14 уз 1450,
— ходом 37 уз 600 |
Вооружение: |
Артиллерийские комплексы:
— количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 2-57/80 (АК-725),
- СУАО «Барс» (MP-103),
— количество АУ х стволов (тип АУ)
1 х 2-25/80 (2М-ЗМ) |
Торпедное:
— количество ТА х труб (тип ТА)
4 х 1-533-мм (палубные неповоротные),
— боезапас
4 торпеды 53-56 или СЭТ-65 |
Радиоэлектронное:
— система групповых атак
«Дозор-1»,
— РАС обнаружения ВЦ и НЦ
«Баклан»,
— ГАС с опускаемой антенной
«Ока» |
Торпедный катер пр. 206М (шифр «Шторм») спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» под
руководством И.П. Пегова и А.П. Городянко как развитие катеров пр. 206. От
прототипа он отличался, прежде всего, усиленным артиллерийским вооружением, а
также несколько увеличенными размерами корпуса, наличием носового
малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плитой.
Кроме этого, катер пр. 206М, благодаря наличию опускаемой (в некоторых
источниках классифицируется как опускная) ГАС и возможности использовать
противолодочные торпеды, мог решать противолодочные задачи. Классифицировался
как большой торпедный катер (БТКА) и предназначался для борьбы с судами, слабо
вооруженными надводными кораблями и подводными лодками в прибрежных районах. Корпус гладкопалубный, стальной, разделен водонепроницаемыми переборками на 10
отсеков. Дизельные двигатели располагались в двух отсеках (пятом и седьмом),
между которыми расположен пост дистанционного управления главными механизмами.
Надстройка выполнена из легких сплавов. Использование оружия без ограничений возможно на скоростях хода до 40 уз при
волнении моря до 4 баллов и до 35 уз при волнении 5 баллов. Всего в период с 1971 г. по 1976 г. советскому флоту передали 24 корабля
данного типа. Причем восемь катеров, входивших в состав ТОФ, имели
складывающееся крыло, что позволяло транспортировать их по железной дороге. Кроме того, в 1978— 1985 гг. на Владивостокском ССЗ по заказу правительств
Вьетнама, Кубы и Эфиопии построили 16 катеров по пр. 206МЭ. Они не имели
опускаемой ГАС. В 1987— 1990 гг. на том же ССЗ на экспорт построили еще восемь катеров пр.
02065, вооруженных 76-мм (АК-176) и 30-мм (АК-630М) АУ, но без 533-мм ТА и
крыльевых устройств.
По состоянию на декабрь 2001 г. в составе российского флота оставалось два
катера пр. 206М. (Еще два однотипных корабля принадлежали правительству Литвы.)
Т-150
(зав. № 807) Владивостокский ССЗ:
Вступил в строй - 08.1973 г. Входил в состав ТОФ. В мае 1991 г. был исключен из боевого состава флота и
передан ОФИ для утилизации. Т-272
(зав. № 813) Владивостокский ССЗ:
Вступил в строй - 05.1976 г. Входил в состав ТОФ. В мае 1991 г. был исключен из боевого состава флота и
передан ОФИ для утилизации. Т-126
(зав. № 801) Владивостокский ССЗ:
Вступил в строй - 08.1971 г. Входил в состав ТОФ. В мае 1992 г. был исключен из боевого состава флота и
передан ОРВИ для утилизации. Т-140
(зав. № 802) Владивостокский ССЗ:
Вступил в строй - 1971 г. Входил в состав ТОФ. В мае 1992 г. был исключен из боевого состава флота и
передан ОФИ для утилизации. Т-115
(зав. № 803) Владивостокский ССЗ:
Вступил в строй - 08.1972 г. Входил в состав ТОФ. В начале 1993 г. был исключен из боевого состава флота и
передан ОРВИ для утилизации. Т-96
(зав. № 804) Владивостокский ССЗ:
Вступил в строй - 12.1972 г. Входил в состав ТОФ. В мае 1993 г. был исключен из боевого состава флота и
передан ОРВИ для утилизации. Т-100
(зав. № 805) Владивостокский ССЗ:
Вступил в строй - 12.1972 г. Входил в состав ТОФ. В мае 1993 г. был исключен из боевого состава флота и
передан ОРВИ для утилизации. Т-101
(зав. № 806) Владивостокский ССЗ:
Вступил в строй - 06.1973 г. Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был выведен в резерв, а в ноябре 1994 г.
исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
Т-116
(зав. №
808) Владивостокский ССЗ: Вступил в строй - 12.1973 г. Входил в состав ТОФ. В апреле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и
передан ОФИ для утилизации. Т-88
(зав. № 809) Владивостокский ССЗ:
Вступил в строй - 02.1974 г. Входил в состав ТОФ. В ноябре 1991 г. был выведен в резерв, а декабре 1993 г.
исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
Т-167
(зав. №
810) Владивостокский ССЗ: Вступил в строй - 12.1974 г. Входил в состав ТОФ. В апреле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и
передан ОФИ для утилизации. Т-252
(зав. № 811) Владивостокский ССЗ:
Вступил в строй - 08.1975 г. Входил в состав ТОФ. В апреле 1990 г. был выведен в резерв, а в ноябре 1993 г.
исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
Т-253
(зав. №
812) Владивостокский ССЗ: Вступил в строй - 12.1975 г. Входил в состав ТОФ. В апреле 1991 г. был выведен в резерв, а в ноябре 1995 г.
исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
Т-273
(зав. №
814) Владивостокский ССЗ: Вступил в строй - 12.1976 г. Входил в состав ТОФ. В мае 1992 г. был исключен из боевого состава флота и
передан ОФИ для утилизации. Т-98 (По другим данным, имел литерное обозначение Т-70)
(зав. № 400) Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград):
Вступил в строй - 1973 г. Входил в состав БФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и
передан ОРВИ для утилизации. Т-117 ( По другим данным, имел литерное обозначение Т-73)
(зав. № 401) Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград):
Вступил в строй - 1975 г. Входил в состав БФ. В ноябре 1993 г. был исключен из боевого состава флота и
передан правительству Литвы. ТК-75
(зав. № 402) Средне-Невском ССЗ (г. Ленинград):
Вступил в строй - 30.01.1974 г. Входит в состав КФл. В декабре 2002 г. корабль предполагалось исключить из
боевого состава флота. Т-73 ( По другим данным, имел литерное обозначение Т-117)
(зав. № 403) Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград):
Вступил в строй - 1975 г. Входил в состав БФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота, а в
феврале 1993 г. передан правительству Литвы. Т-119
(зав. № 404) Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград):
Вступил в строй - 1975 г. Входил в состав ЧФ. В середине 1990 г. был выведен в резерв, законсервирован и
поставлен на прикол в Очакове. В марте 1992 г. корабль исключили из боевого
состава флота, передали ОФИ для утилизации и в 1993 г. в Карантинной бухте (г.
Севастополь) разобрали на металл. Т-15
(зав. № 901) Рыбинский ССЗ:
Вступил в строй - 10.1972 г. Входил в состав ЧФ. В мае 1995 г. был исключен из боевого состава флота и
передан ОРВИ для утилизации. Т-95 ( По другим данным, имел литерное обозначение Т-68)
(зав. № 902) Рыбинский
ССЗ: Вступил в строй - 1973 г. Входил в состав БФ. В январе 1993 г. был исключен из боевого состава флота, а в
феврале 1993 г. передан правительству Литвы.
Т-94
(зав. № 01301) Рыбинский ССЗ:
Вступил в строй - 1972 г. После вступления в строй входил в состав БФ, а с 1994 г.—в состав КФл. В 2002 г.
корабль предполагается исключить из боевого состава флота.
Т-75
(зав. № 01302) Рыбинский ССЗ:
Вступил в строй - 10.1974 г. После вступления в строй входил в состав ЧФ, а с декабря 1993 г.—в состав КФл. В
конце 1998 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для
утилизации. Т-118
(зав. № 01303) Рыбинский ССЗ:
Вступил в строй - 1976 г. Входил в состав БФ. В апреле 1992 г. был выведен из боевого состава флота и
передан ОФИ для утилизации. |