Самолет А-150
Проект многоцелевого океанского самолёта-амфибии всеаэродромного базирования А-150 был разработан
в 1965 г. Эта многоцелевая машина предназначалась
для поиска и уничтожения подводных лодок
противника в дальней океанской зоне (в вариантах
с системой РГБ и с опускаемой ГАС), для постановки
мин и радиоакустических буёв долговременного
действия с бортовыми запоминающим устройством
"Яуза" (в вариантах авиабомб ФАБ-1000 и ФАБ-1500),
дальней фото- и радиотехнической разведки в
море, проведения поисково-спасательных работ и
десантно-транспортных операций, борьбы с
надводными кораблями. Помимо этих задач
планировалось на его базе создать
самолёт-заправщик.
Амфибия могла бы
найти применение в народном хозяйстве при
транспортировке срочных грузов и для совместное
работе с рыболовецкими флотилиями.
А-150 мог
эксплуатироваться с грунтовых аэродромов с
прочностью грунта 4-6 кг/см2, с бетонных ВПП
длинной 600-800 м, а также с воды при волнении моря до
4-5 баллов. В Арктике допускалось использование
ледовых аэродромов. Для достижения
взлётно-посадочных характеристик на самолёт
предполагалось установить аналогично Бе-26 помимо четырёх маршевых ещё 12
подъёмных ТРД РД-36-35П.
Для обеспечения
минимальных затрат времени на подготовку
самолёта к выполнению той или иной задачи
предусматривалось использование съёмных
контейнеров общим объёмом 30 м3, укомплектованных
различным оборудованием под конкретную
нагрузку. Их подвешивали в двух отсеках
центроплана крыла, где
предусматривались соответствующие разъёмы электро-, гидро- и пневмо-проводки. Часть
оборудования размещалась в кабине экипажа и
заменялась вместе с контейнерами.
Десантно-транспортная амфибия А-150ТД отличалась
от базового варианта увеличенными габаритами
лодки (длина 49,2 м, ширина 4,8 м) и частично
изменёнными обводами центроплана. Вместо 12
подъёмных двигателей предполагалось установить
16 ТРД РД-36-35 в варианте укороченного взлёта и 32 в
варианте вертикального взлёта. При этих
изменениях масса самолёта увеличивалась на 6600
кг.
Размеры грузового
отсека самолёта равнялись 32х3, 5х3,4 м,
максимальная грузоподъёмность достигала30 т.
Проект, как и Бе-26 реализован не был.
Техническое
описание самолёта
Самолёт-амфибия
А-150 спроектирован по схеме "бесхвостка" с
треугольным крылом. В силовую схему заложили
принцип безопасно разрушающейся конструкции,
т.е. разрушение отдельных силовых элементов не
должно было привести к разрушению самолёта.
Экипаж самолёта
состоял из пяти человек - командира, второго
пилота, штурмана, оператора РЛС и оператора ГАС.
Лодка амфибии
состояла из четырёх частей: носовой части с
гермокабиной экипажа, промежуточной части с
отсеком для крепления подъёмных двигателей,
средней части с кессоном центроплана и хвостовой
части с оперением. Непотопляемость
обеспечивалась делением лодки на шесть
водонепроницаемых отсеков.
Крыло
многолонжеронной конструкции состояло из
следующих частей: кессона центроплана, двух
отъёмных консолей, носков центроплана и консолей
с каналами противообледенительной системы,
хвотовиков центроплана и консолей, элеронов,
подкрыльных щитков.
На консолях
устанавливались поддерживающие подкрыльевые
поплавки.
Вертикальное
оперение трёхлонжеронной конструкции. Разъём
вертикального оперения проходил по палубе лодки.
Руль направления, триммеры и сервокомпенсаторы
имели обычную конструкцию с жёсткой обшивкой.
Шасси - трехстоечное, с носовой управляемой стойкой.
Основные стойки несли по четыре колеса и
убирались против полёта в центроплан крыла.
Носовая стойка несла два колеса и убиралась по
полёту в отсек под кабиной экипажа.
Силовая установка
амфибии А-150 состояла из четырёх маршевых ТРД НК-8
и двенадцати подъёмных ТРД РД-36-35П. НК-8
устанавливались попарно в мотогондолах на
верхней поверхности консолей крыла. Для
балансировки самолёта на взлётно-посадочных
режимах предусматривалось отклонение вектора
тяги в пределах 0 ... -65° путём отклонения
реактивной струи вниз специальными створками.
Подъёмные
двигатели РД-36-35П разместили по шесть с каждого
борта лодки в носке центроплана впереди центра
масс.
Запуск ТРД НК-8
осуществлялся сжатым воздухом, поступающим от
турбоагрегата ТА-41. Запуск подъёмных сжатым
воздухом, отбираемым от компрессора НК-8.
Топливная
система самолёта состояла из двух отдельных
подсистем - правой и левой, обеспечивающих
питание двигателей, расположенных соответственно
на левой или правой консоли крыла. Подсистемы
могли быть соединены между собой краном
кольцевания.
Всё топливо
размещалось в крыле, заправка производилась
через два топливоприёмника на правой и левой
консолях крыла.
Помимо
стандартного для тяжёлого самолёта
радиоэлектронного оборудования на А-150
предусматривалась установка комплексной
системы дальней навигации "Полёт",
комплексной противолодочной системы "Зубр",
системы целеуказания "Успех", системы
госопознования, системы радиопротиводействия
"Сирень"
Оборонительное
вооружения состояло из двух артиллерийских
установок АО-10 (носовой и кормовой) с
боекомплектом на обе установки 2000 снарядов, в т.ч.
с ИК ловушками и дипольными отражателями. |