Военно-морской флот России


Самолет Бериев Р-1

Описание Фотографии

 

     
Размах крыла, м - 20,0
Длина самолета, м - 19,8
Высота (на шасси), м - 7,1
Площадь крыльев, м2 - 58,0
Полетный вес, кг - 20000
Двигатель, тип - ВК-1, тяга, кгс - 2 х 2700
Скорость, км/ч - 740/800
Потолок, м - 11500

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 12 июня 1946 г. в ОКБ Г.М.Бериева разработали проект первой в нашей стране реактивной летающей лодки Р-1 с ТРД РД-45 (расчетная скорость 750—800 км/ч на высоте 5000 м, бомбовая нагрузка — 1000кг).
К декабрю 1949 г. построили натурный макет, а 10 июля 1950 г. двигатели РД-45 заменили на их советский аналог ВК-1, 20-мм пушки — на 23-мм. Заводские испытания начались 10 июня 1951 г., но первый полет состоялся только 30 мая 1952 г. (летчик И.М.Сухомлин).

Первый отечественный реактивный гидросамолет представлял собой летающую лодку со свободнонесущим кессонным крылом типа «чайка». Впервые мотогондолы и крыло скомпоновали в соответствии с «правилом площадей». Двигатели установили в изломах крыла в специальных кессонных мостах. На корпусе предусмотрели два треугольных редана.

Экипаж размещался в двух герметичных кабинах с катапультируемыми сиденьями: в носовой — летчик и штурман, в кормовой — стрелок-радист. По рекомендациям ЦАГИ самолет неоднократно дорабатывался, он остался в качестве летающей лаборатории в единственном экземпляре. В начале 1952 г. прорабатывался вариант реактивного гидросамолета Р-2 с ТРД ВК-5, оставшийся нереализованным.