Самолет Ил-38
Экипаж, чел. - 7
|
Размах крыла, м - 37,42
|
Длина, м - 40,08
|
Высота, м - 10,16
|
Площадь крыла - 140 м2 |
Двигатели - на самолете Ил-38
устанавливаются 4 ТВД АИ-20М (4х4250 л. с.) |
Максимальная взлетная масса,
кг - 66000
|
Масса пустого самолета - 34 030 кг |
Максимальная скорость, км/ч
- 685
|
Практическая дальность, км
- 8500
|
Длина разбега - 1300 м |
Длина пробега - 850 м |
ОБОРУДОВАНИЕ. Первый отечественный серийный
самолет с бортовой ЦВМ. Оснащен пилотажно-навигационным комплексом (ПНК), в
состав которого входит доплеровское и радионавигационное оборудование, а
также автоматизированной поисково-прицельной системой (ППС) "Беркут", в
состав которой входит БЦВМ "Пламя" (расположена в хвостовой части фюзеляжа
над отсеком вооружения в негерметизированном контейнере с постоянной
температурой и влажностью воздуха), магнитометр и обзорная РЛС,
установленная под фюзеляжем и способная обнаруживать надводные корабли, а
также ПЛ под перископами. Управление системой осуществляют два оператора,
рабочие места которых оборудованы индикаторами на ЭЛТ (по уровню
автоматизации Ил-38 превосходит аналогичный американский самолет Локхид Р-ЗС
"Орион" с автоматизированной системой A-NEW, управление которой
осуществляется пятью операторами).
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. По сравнению с исходным самолетом Ил-18Д
центроплан смещен вперед на 3 м (из соображений центровки самолета при
размещении в передней части фюзеляжа дополнительного БРЭО), длина
гермокабины уменьшена, над центропланом расположен дополнительный топливный
бак (емкость топливных баков увеличена до 29 000 л).
ВООРУЖЕНИЕ. В двух фюзеляжных отсеках целевой нагрузки могут
размещаться глубинные бомбы, противолодочные УР, торпеды, мины и РГБ (до
трех типов).
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Находится на вооружении ВМС России и Индии.
Серийный выпуск прекращен.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Работы по созданию противолодочного
самолета, оснащенного ППС "Беркут" для атаки ПЛ (в том числе и с ядерными
силовыми установками), начаты в 1960 г. на конкурсной основе в ОКБ им. А. Н.
Туполева и им. С. В. Ильюшина. В 1962 г. начались летные испытания прототипа
самолета Ил-38 (без ППС, поставка которой задерживалась промышленностью).
Несколько позже началась отработка системы на летающей лаборатории Ил-18. В
1965 г. приступили к летным испытаниям самолета с полным комплектом БРЭО, в
1967 г. Ил-38 был принят на вооружение.
Серийная постройка самолетов велась на авиазаводе "Знамя
труда" (ныне МАПО им. Дементьева), выпущено более 60 Ил-38.
Является первым в мире самолетом, оснащенным
автоматизированной ППС (американский самолет ПЛО с аналогичным оборудованием
Локхид Р-3С "Орион" создан в 1968 г. и принят на вооружение ВМС США в 1969
г.).
В первой половине 1970-х годов велись работы над
усовершенствованным вариантом самолета Ил-38, оснащенным новой ППС и
системой дозаправки в полете (для отработки дозаправки был переоборудован
один самолет Ил-38, проходивший летные испытания в 1973-1974 гг., в качестве
самолета-заправщика также предполагалось использовать самолет Ил-38 с
заправочным оборудованием, смонтированным в бомбовом отсеке, при дозаправке
в полете максимальная полетная масса самолета могла достигать 68000 кг),
однако по финансовым соображениям, а также из-за наличия самолета Ту-142М с
усовершенствованным ППС работы были прекращены. |