Самолет Су-33/Су-27К
Экипаж, чел. - 1
|
Размах крыла, м - 14,70
|
Длина, м - 21,90
|
Высота, м - 5,93
|
Тяга (мощность) маршевых двигателей,
кгс (л.с.) - 2x13300
|
Нормальная взлетная масса,
кг - 28000
|
Максимальная взлетная масса,
кг - 32000
|
Максимальная скорость, км/ч
- 2300
|
Практический потолок, м
- 17000
|
Практическая дальность, км
- 3000
|
Максимальная эксплутационная
перегрузка - 8,0 |
Этот первый отечественный палубный истребитель с горизонтальным
взлетом и посадкой создан на основе фронтового истребителя Су-27.
Полномасштабные работы по разработке специализированной
палубной модификации Су-27 начались в 1984 г. под руководством главного
конструктора К.Марбашева. Общее руководство программой осуществлял генеральный
конструктор М.П.Симонов.
1 ноября 1989 г. машина совершила впервые в истории русского
флота горизонтальную посадку с использованием аэрофинишера на палубу корабля
- тяжелого авианесущего крейсера Тбилиси (Адмирал Флота Советского Союза
Кузнецов). В этом историческом полете самолет пилотировал летчик-испытатель
В.Пугачев. В 1990 г. к полетам с палубы корабля были подключены опытные
самолеты Т10-К3 и Т10-К4, предназначенные для отработки БРЭО и вооружения.
В декабре 1991 г. ТАВКР Адмирал Флота Советского Союза
Кузнецов совершил переход из Севастополя в Североморск, войдя в состав
Северного флота России. Корабль получил 24 серийных истребителя Су-27К.
В октябре 1994 г. государственные испытания самолета завершились, и он
под обозначением Су-33 был принят на вооружение.
По своим характеристикам Су-33 может считаться в настоящее
время лучшим в мире палубным истребителем. Он превосходит основной палубный
истребитель ВМС США Макдоннелл-Дуглас F/A-18C/D Хорнит практически по всем
основным ЛТХ, а также по возможности бортового комплекса вооружения при
ведении борьбы с воздушными целями. Палубный истребитель- перехватчик Грумман
F-14D Томкэт, оснащенный более мощной БРЛС и ракетами класса воздух - воздух
большой дальности AIM-54 Феникс, значительно уступает Су-33 по маневренности
и разгонным характеристикам, а также по эффективности действия по наземным
и надводным целям.
Су-33 - первый в мире серийный самолет, сочетающий нормальное
горизонтальное оперение с передним горизонтальным (ПГО), расположенным
в головной части фюзеляжа. По сравнению с сухопутным прототипом вместо
флаперонов применен двухсекционный закрылок, уменьшающий посадочную скорость.
Конструкция основных элементов планера палубного истребителя
усилена. Высота килей несколько уменьшена. Консоли крыла и горизонтальное
оперение выполнены складывающимися, что значительно уменьшает габариты
самолета при стоянке на палубе или в ангаре. По сравнению с Су-27 усилено
шасси, носовая стойка имеет два колеса, а давление в пневматиках колес
по сравнению с Су-27 повышено.
Хвостовая балка Су-33 короче, чем у Су-27, и имеет плоскую
нижнюю поверхность, на которой расположен тормозной гак.
Серийные самолеты оснащены усовершенствованным вариантом
двигателя АЛ-31Ф - АЛ-31К - с тягой, увеличенной до 13 300 кгс, что обеспечивает
более интенсивный разгон истребителя при взлете с палубы.
В кабине установлено усовершенствованное катапультное
кресло К-36К, спинка которого наклонена на 30 град., что позволяет летчику
легче выдерживать перегрузки при ведении воздушного боя.
Истребитель оборудован убираемой Г-образной штангой топливоприемника
системы дозаправки в воздухе (роль летающего танкера может выполнять другой
Су-33 с подвесным контейнером УПАЗ).
Су-33 оснащен системой управления вооружением с усовершенствованной
импульсно-доплеровской БРЛС, обеспечивающей поиск и сопровождение воздушных
целей на фоне земли или воды. Обеспечивается сопровождение на проходе до
10 целей и одновременный пуск ракет по нескольким целям. Как и Су-27, палубный
истребитель имеет оптоэлектронный локатор (теплопеленгатор и лазерный дальномер),
скомплексированный с нашлемной системой целеуказания (оптическая головка
локатора для улучшения обзора летчика смещена вправо).
На борту имеется оборонительная система радиоэлектронной
разведки Береза, информирующая летчика об облучении самолета радарами противника.
Для постановки активных помех может использоваться оборудование РЭП в контейнерах,
расположенных на законцовках крыла.
Специальная система навигации обеспечивает полет над морем
и сушей в любых географических условиях, точный выход самолета к своему
кораблю и автоматизированную посадку на палубу авианосца.
В кабине летчика вместо индикатора прямой видимости (ИПВ)
установлен многофункциональный индикатор на ЭЛТ, на который может быть
выведена навигационная, тактическая и прицельная информация, а также результаты
контроля бортовых систем самолета.
Вооружение включает пушку ГШ-301 (30 мм, 250 патронов)
и до 12 УР класса воздух - воздух, в том числе ракеты увеличенной дальности
Р-27ЭР и Р-27ЭТ, приближающиеся по своим характеристикам к американской
ракете большой дальности Феникс, УР средней дальности РВВ-АЕ, Р-27Р и Р-27Т,
а также малой Р-73.
|