Андрей Гeоргиев. Самолёт, лишённый неба.
10 лет назад в ходе летных
испытаний состоялся первый вертикальный взлет самолета короткого и
вертикального взлета и посадки (СКВВП) Як-141, созданного в ОКБ им.
А.С. Яковлева. К сожалению, в силу ряда причин эта уникальная машина
так и не получила путевку в небо. В серию Як-141 не пошел, был
законсервирован до лучших времен, и потихоньку о нем стали забывать.
Вместе с этой машиной отечественное авиастроение утратило уникальную
концепцию самолетов короткого и вертикального взлета и посадки,
которой наверняка будет принадлежать будущее. Як-141 должен был
прийти на смену Як-38 – первенцу ОКБ имени А.С. Яковлева по тематике
самолетов короткого и вертикального взлета и посадки. Учитывая
большой опыт эксплуатации Як-38, конструкторы 141-го создали гораздо
более совершенный многоцелевой СКВВП, предназначенный для перехвата
воздушных целей (крылатых ракет) и ведения ближнего маневренного
боя, а также для нанесения ракетных и бомбовых ударов по наземным и
надводным объектам.
Як-141 стал первым в мире
самолетом, сочетающим в себе качества сверхзвукового истребителя и
вертикально взлетающего самолета. Он опережал разработки Англии и
США в этой области на 10-15 лет. Преимущества этого СКВВП перед
самолетами обычного взлета неоспоримы. К примеру, Як-141 способен
взлетать без выруливания на взлетно-посадочную полосу
непосредственно из укрытия по выводной рулежной дорожке. Это
позволит в случае тревоги совершить массовый взлет и ввод в бой
подразделений Як-141. Самолет может эксплуатироваться с поврежденных
аэродромов, его способность взлетать с коротких или поврежденных
участков полос и садиться вертикально обеспечивает повышенную
выживаемость и скрытность базирования, а значит, в случае внезапного
массированного удара противника боевой потенциал будет сохранен.
Немаловажно и то, что пилотажно-навигационный комплекс Як-141
обеспечивает ручное и автоматическое управление от взлета до посадки
в любое время суток, в различных метеоусловиях, на всех
географических широтах. Система управления вооружением включает
многорежимную радиолокационную станцию с единой индикацией и
обеспечивает выполнение задач с применением различных видов оружия
(30-миллиметровая пушка, управляемые ракеты и неуправляемые средства
поражения).
Одним словом, инженеры и
конструкторы КБ Яковлева создали действительно уникальную машину, не
имеющую аналогов. Подтверждением тому 12 мировых рекордов по
скороподъемности и максимальной высоте полета с нагрузкой в одну и
две тонны, установленных на Як-141 летчиком-испытателем Андреем
Синицыным.
Однако все достоинства СКВВП остались невостребованными. Не в то
время был создан Як-141. Как раз тогда фирма в одночасье лишилась
государственного финансирования. Оборонный заказ, составлявший в
1991 году 94 % производства, в конце 1992 был равен нулю. И армия, и
«оборонка» оказались в патовой ситуации. Что в конечном итоге и
сказалось на судьбе СКВВП Як-141.
Между тем, как отметил
корреспонденту «Красной звезды» главный конструктор ОКБ им. А.С.
Яковлева Константин Попович, наши заокеанские «коллеги» и не думали
сворачивать это перспективное направление и сегодня практически
догнали нас. Работы по СКВВП там продолжаются полным ходом. В
частности, сегодня две крупнейшие американские фирмы «Боинг» и «Макдонелл
Дуглас» уже практически создали сверхзвуковые истребители
вертикального взлета и посадки «X-32A» и «X-35A» по программе JSF
(объединенный ударный самолет). В 2000 году должны состояться их
первые испытательные полеты. Кстати, некоторые ноу-хау Як-141,
такие, например, как конструкция сопла маршевого двигателя,
американцы позаимствовали у нас.
За 10 лет работ по СКВВП в КБ
Яковлева наработан бесценный научно-технический задел, который
позволит в случае необходимости создать новую машину короткого
вертикального взлета и посадки, подчеркнул Константин Попович.
Благо, что на фирме, несмотря на тяжелое положение, пока остались
специалисты и необходимый производственный потенциал. И если в
России в начале нового тысячелетия вспомнят о самолетах
вертикального взлета и посадки, не придется начинать все с чистого
листа.
|