Военно-морской флот России


Андрей Гeоргиев. Самолёт, лишённый неба.

10 лет назад в ходе летных испытаний состоялся первый вертикальный взлет самолета короткого и вертикального взлета и посадки (СКВВП) Як-141, созданного в ОКБ им. А.С. Яковлева. К сожалению, в силу ряда причин эта уникальная машина так и не получила путевку в небо. В серию Як-141 не пошел, был законсервирован до лучших времен, и потихоньку о нем стали забывать. Вместе с этой машиной отечественное авиастроение утратило уникальную концепцию самолетов короткого и вертикального взлета и посадки, которой наверняка будет принадлежать будущее. Як-141 должен был прийти на смену Як-38 – первенцу ОКБ имени А.С. Яковлева по тематике самолетов короткого и вертикального взлета и посадки. Учитывая большой опыт эксплуатации Як-38, конструкторы 141-го создали гораздо более совершенный многоцелевой СКВВП, предназначенный для перехвата воздушных целей (крылатых ракет) и ведения ближнего маневренного боя, а также для нанесения ракетных и бомбовых ударов по наземным и надводным объектам.

Як-141 стал первым в мире самолетом, сочетающим в себе качества сверхзвукового истребителя и вертикально взлетающего самолета. Он опережал разработки Англии и США в этой области на 10-15 лет. Преимущества этого СКВВП перед самолетами обычного взлета неоспоримы. К примеру, Як-141 способен взлетать без выруливания на взлетно-посадочную полосу непосредственно из укрытия по выводной рулежной дорожке. Это позволит в случае тревоги совершить массовый взлет и ввод в бой подразделений Як-141. Самолет может эксплуатироваться с поврежденных аэродромов, его способность взлетать с коротких или поврежденных участков полос и садиться вертикально обеспечивает повышенную выживаемость и скрытность базирования, а значит, в случае внезапного массированного удара противника боевой потенциал будет сохранен. Немаловажно и то, что пилотажно-навигационный комплекс Як-141 обеспечивает ручное и автоматическое управление от взлета до посадки в любое время суток, в различных метеоусловиях, на всех географических широтах. Система управления вооружением включает многорежимную радиолокационную станцию с единой индикацией и обеспечивает выполнение задач с применением различных видов оружия (30-миллиметровая пушка, управляемые ракеты и неуправляемые средства поражения).

Одним словом, инженеры и конструкторы КБ Яковлева создали действительно уникальную машину, не имеющую аналогов. Подтверждением тому 12 мировых рекордов по скороподъемности и максимальной высоте полета с нагрузкой в одну и две тонны, установленных на Як-141 летчиком-испытателем Андреем Синицыным.
Однако все достоинства СКВВП остались невостребованными. Не в то время был создан Як-141. Как раз тогда фирма в одночасье лишилась государственного финансирования. Оборонный заказ, составлявший в 1991 году 94 % производства, в конце 1992 был равен нулю. И армия, и «оборонка» оказались в патовой ситуации. Что в конечном итоге и сказалось на судьбе СКВВП Як-141.

Между тем, как отметил корреспонденту «Красной звезды» главный конструктор ОКБ им. А.С. Яковлева Константин Попович, наши заокеанские «коллеги» и не думали сворачивать это перспективное направление и сегодня практически догнали нас. Работы по СКВВП там продолжаются полным ходом. В частности, сегодня две крупнейшие американские фирмы «Боинг» и «Макдонелл Дуглас» уже практически создали сверхзвуковые истребители вертикального взлета и посадки «X-32A» и «X-35A» по программе JSF (объединенный ударный самолет). В 2000 году должны состояться их первые испытательные полеты. Кстати, некоторые ноу-хау Як-141, такие, например, как конструкция сопла маршевого двигателя, американцы позаимствовали у нас.

За 10 лет работ по СКВВП в КБ Яковлева наработан бесценный научно-технический задел, который позволит в случае необходимости создать новую машину короткого вертикального взлета и посадки, подчеркнул Константин Попович. Благо, что на фирме, несмотря на тяжелое положение, пока остались специалисты и необходимый производственный потенциал. И если в России в начале нового тысячелетия вспомнят о самолетах вертикального взлета и посадки, не придется начинать все с чистого листа.