Военно-морской флот России


Самолет Як-38У

Описание Фотографии

 

     
Экипаж, чел. - 1
Длина со штангой ПВД, м - 17,76
Высота, м - 4,25
Размах крыла в развернутом положении, м - 7,12
Размах крыла в сложенном положении, м - 4,45
Площадь крыла, м2 - 18,41
Колея шасси, м - 2,70
База шасси, м - 6,24
Подъемные двигатели - 2х2900 кгс РД36-35ФВ
Подъемно-маршевый двигатель - 2х5900 Р27В-300
Взлетная масса максимальная при вертикальном взлете, кг - 10000
Максимальная горизонтальная скорость у земли, км/ч - 900

ТТТ к учебному варианту Як-36М были утверждены заместителем Главнокомандующего ВВС по вооружению М.H.Мищуком 4 марта 1971 г. Опытный экземпляр учебно-тренировочного Як-36МУ, предназначенного для обучения летного состава вертикальному взлету и посадке, отработки висения и переходных режимов, был построен в ОКБ 19 мая 1972 г. При компоновке машины большую сложность вызвали вопросы размещения второй кабины с приемлемым обзором из нее и спасения экипажа в аварийной ситуации. Hа самолете было обеспечено впервые одновременное принудительное катапультирование обоих членов экипажа на режимах ВВП с разведением траекторий и ручное катапультирование с задержкой 0,6 с.

Этап “А” ГСИ учебно-тренировочного самолета был начат 23 марта 1973 г. на базе ЛИИ в Жуковском, а с 25 сентября 1973 г. по 31 июля 1974 г. продолжен в Ахтубинске. По результатам испытаний самолет получил положительную оценку, однако в серийном производстве комиссия рекомендовала несколько изменить состав оборудования. До февраля 1975 г. Як-36МУ №01 выполнил 135 полетов. С 27 декабря 1976 г. по 12 сентября 1977 г. проводился этап “Б” ГСИ. Тогда же самолет прошел испытания на ТАвКр “Киев”.

После государственных испытаний Як-36МУ №01 использовался для обучения строевых летчиков вначале в HИИ ВВС (г. Ахтубинск), а потом - в учебном центре подготовки летного состава палубной авиации в г. Саки. После выработки ресурса его установили там на постамент. Согласно приказу Министра обороны №196 от 15 октября 1978 г. самолет получил наименование Як-38У.