Военно-морской флот России


Многоцелевой самолет-амфибия "Ямал"

Описание  

 

     
Размах крыла - 21, 40 м
Длина самолета - 17, 47 м
Высота самолета -  5, 90 м
Площадь крыла - 51, 9 м2
Объем пассажирского салона - 23, 4 м3.
Число мест - экипаж - 2 чел., пассажиров 18 чел.
Двигатели - ТВД-1500А Рыбинского КБМ (2Х956 кВт, 2Х1300 л. с.)
Масса и нагрузки, кг - максимальная взлетная 9200; пустого снаряженного 4500; максимальная коммерческая нагрузка 2000.
Максимальная крейсерская скорость - 450 км/ч
Минимальная рабочая высота полета (для ледовой разведки и т. д.) - 100 м
Максимальная рабочая высота полета - 3600 м
Длина разбора при максимальной взлетной массе - с воды - 230 м, с грунта - 225 м
Дальность полета - с максимальной коммерческой нагрузкой 1100 км, с коммерческой нагрузкой 500 кг-2800 км
Глубина водоема, с которого возможна эксплуатация - 1-2 м.

Модификации. Предусмотрены варианты ледового разведчика, пассажирского, грузопассажирского и санитарного самолетов.

Конструктивные особенности. "Ямал" спроектирован для работ в условиях низких температур (до -60ºС). Конструкция планера, размещение двигателей и винта, компоновка оборудования подчинены главной цели - обеспечению доступа к агрегатам самолета и двигателей "изнутри" фюзеляжа, что позволяет проводить межполетное обслуживание самолета без укрытий. Применена оригинальная двухдвигательная турбовальная силовая установка, размещенная за крылом на палубе лодки, с приводом на шестилопастный толкающий винт, установленный на хвостовом Т-образном оперении. Такое расположение воздушного винта, а также воздухозаборников, размещенных сверху фюзеляжа, защищает двигатели и воздушный винт от водяных струй, срывающихся со "скул" амфибии и подкрыльевых поплавков, и от кусков льда. Шасси трехопорное с хвостовым колесом, обеспечивает движение, самолета по мягкому грунту с прочностью 0, 44 МПа (4, 5 кгс/см2).

ОБОРУДОВАНИЕ. Оборудование. На ледовом разведчике предполагается установка единого радиотехнического комплекса "Ямал" (массой 97 кг), включающего ТВ, ИК, фотоаппаратуру и средства передачи информации о подстилающей поверхности в реальном времени на судно или землю на дальности до 120 км по широкополосной радиолинии.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. В стадии разработки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Дополнительные сведения. Амфибия создается образованным в 1990 г. консорциумом, в состав которого входит ЭМЗ им. В. М. Мясищева. Самолет проектируется для автономной эксплуатации и предназначен для использования на местных авиалиниях в районах Крайнего Севера России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Может применяться в любой малоориентирной местности, например в Океании, бассейне реки Амазонки, Австралии. Разработка ведется с 1989 г. с учетом требований российских норм летной годности и норм РАК. К концу 1992 г. завершен эскизный проект самолета, начато рабочее проектирование. Натурный макет самолета демонстрировался на выставке Мосаэрошоу-92. Первая опытная амфибия "Ямал" должна была подняться в воздух в конце 1996 г. До 1997 г. планировалось выпустить 20 самолетов. Предполагается, что потребуются сотни таких амфибий. Стоимость программы разработки "Ямала" с постройкой опытной партии достигает 40 млн. долл.