Военно-морской флот России


АИР-2с

Описание Фотографии

 

     
Размах крыла, м - 8,9
Длина самолета, м - 7,7
Высота (на поплавках), м - 3,0
Площадь крыла, м2 - 18,7
Вес пустого самолета, кг - 420
Полетный бес, кг - 660
Двигатель, - тип «Сименс», мощность, л.с. - 85
Скорость, км/ч 150

АИР-2 (АИР-2с). По размерам и конструкции этот самолет тот же, что ВВА-3, но со звездообразным двигателем. За 1928-1931 гг. было построено шесть таких самолетов в четырех вариантах, различавшихся главным образом двигателями:

- с двигателем М-23 (НАМИ-3) в 65 л. с. Обе кабины закрыты общим откидным фонарем из целлулоида. Преимуществ от фонаря не получилось и к тому же двигатель вибрировал;
- с двигателем «Вальтер» в 60 л. с. Летные качества были немного ниже, чем ВВА-3. Была серия в четыре самолета;
- с двигателем «Сименс» в 85 л. с. Самолет, называвшийся АИР-2с, обладал значительно лучшими летными качествами. Был использован также в поплавковом варианте, для которого мощность 60 л. с. была недостаточна. Поплавки были построены по проекту и чертежам В. Б. Шаврова и отличались простотой конструкции.

18 мая 1931 г. на Москве-реке были произведены испытания. За 1 час 10 мин было заменено шасси. Летчик Б. Л. Бухольц с В. Б. Шавровым проделал первый взлет по прямой и сразу же 10-минутный полет по кругу. Потом летал Ю. И. Пионтковский с А. С. Яковлевым и другие. Все полеты прошли без малейших недоразумений. Впоследствии на этом самолете было сделано много полетов над Москвой-рекой у Крымского моста.

АИР-1 (ВВА-3) - это двухместный одностоечный биплан с двигателем «Циррус» в 60 л. с. Конструкция - деревянная с полотном, носовая часть фюзеляжа и гаргрот обшиты фанерой. Профиль крыльев - «Геттинген-387», в дальнейшем применявшийся А. С. Яковлевым в его самолетах на протяжении 20 лет лишь с небольшими колебаниями в процентной толщине.

Первый полет самолета был 12 мая 1927 г., а через месяц на нем был совершен беспосадочный рекордный перелет Севастополь - Москва в 1240 км за 15 ч 30 мин (летчик Ю. И. Пионтковский). Осенью самолет с успехом применялся на маневрах Одесского военного округа, выполняя различные задания по связи. Применявшиеся там же 18-20-сильные авиетки для таких целей оказались непригодными.